Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Блуждающая пуля


Киевлянина Василия Цаголова специально представлять московской художественной среде не нужно, всем известно, что с этим автором наша галерея работает на протяжении многих лет. Отметить особо в данном случае следует то, что выставкой Цаголова мы как бы подытоживаем некоторую стратегию, заявленную в начале этого года. Проект «Блуждающая пуля» — предпоследний в ряду предшествующих выставок, которые все были посвящены проблеме возвращения интереса к живописи.

Казалось бы, сколько можно обсуждать смерть картины — всякий раз, когда в нашем распоряжении оказывается какой—то новый технологический прием, претендующий на самую достоверную достоверность, или же жанр изобразительного искусства, претендующий на самую непосредственную непосредственность. Живопись, как помнится, была казнена и фотографией, и апроприацией, и перформансом, и видеоартом, и, наконец, цифровыми изображениями – всего не упомнишь. Слегка приелся и потому вечный «фениксовский» пафос ее последующего возвращения.

Впрочем, дигитальные технологии добавили к этому круговороту некий новый оттенок — если ранее живопись разоблачалась как непреодолимая условность, то сейчас, когда на компьютере стала возможной любая коррекция изображения, и монтаж, стыдливо умалчиваемый в фотографии, стал манифестом «виртуальной реальности», в живописи открылась неожиданное скромное обаяние простого человеческого фантазирования, иллюзий, созданных «hand made», искренностью своею побеждающих технические кунсштюки. И поэтому возврат к старому доброму живописному лицемерию воспринимается как некая новая правда — живопись, по сравнению с отцифровкой, не претендует ни на что, кроме того, чтобы быть чистой сферой желания.

Василий Цаголов работает с коллективным бессознательным, избрав для этого добротную изобразительную манеру соцреализма. Но, в отличие от своих московских коллег, использующих аналогичный прием, его живопись далека от сладкой стилистики киноафиши. Цаголов намеренно оставляет зазоры, разрывы живописной поверхности, в которых проглядывает загрунтованный холст, тем самым обнажая «изнанку» миража. Это было и в его серии «Украинские X—files», это есть и в ныне представляемом проекте «Блуждающая пуля».

Казалось бы, такие реалистические, достоверные сюжеты, взятые из самой, что ни на есть, ближайшей действительности, о которой мы слышим и которую наблюдаем каждый день. Почему же художник настаивает на условности изображения и в этот раз?

Цель Цаголова — разоблачить этот самый эффект «реальности». Ведь речь идет о визуальных образах, рожденных под влиянием массовой информации — редко кто из нас был непосредственным свидетелем самих убийств, а если и случалось такое, то убийство, собственно, и не было «увидено»: невозможно сказать, кто бандит, кто милиционер, кто убитый, кто раненый…Наррация свидетелей отличается от той, что сопровождает новостной раздел «происшествия». Здесь же художником представлено жестко выстроенное повествование, подменяющее собой действительность.

По сути дела, Цаголов не делает разницы между бандитами и инопланетянами. Они в равной степени далеки от народа и одновременно присутствуют в его обыденной жизни, выглядывая из окна, называемого телевизором. Это — ближайшие соседи, более близкие, чем соседи по этажу, ибо живут у нас дома, в наших разговорах, у нас в памяти. В конце концов, фигуры бандитов становятся орнаментальным украшением нашей повседневной реальности, обрамляя собой фонтаны, наподобие сатиров, тритонов и прочих морских чудищ.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/v-tsagolov/