19.04.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Выбор народа


Виталий Комар и Александр Меламид

1994 год



Настоящий художественный проект, идея которого принадлежит всемирно известным художникам Виталию Комару и Александру Меламиду является частью международного проекта, осуществляемого практически одновременно в США, Германии, России, Дании и Финляндии. В дальнейшем предполагается участие и других стран.
Суть проекта заключается в том, что художники создают живописное полотно основываясь на результатах социологического опроса населения.
Данное исследование проводилось фирмой "УЛТЕКС Сервис А.О." в соответствии с требованиями международной организации маркетинговых фирм "ESOMAR" в конце мая начале июня 1994 г.в Москве и Московской области (гг.Подольск и Раменское), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (гг. Выборг и Тихвин), Туле, Владимире и Иваново (т.е. в городах с населением в несколько миллионов человек, около миллиона, сто тысяч и более, менее ста тысяч жителей). Всего был опрошен 1001 респондент.
В ходе проведения исследований общественного мнения фирма "УЛТЕКС Сервис А.О." использует метод статистической выборки. В его основе лежит расчет среднестатистического жителя Европейской части Российской Федерации. С помощью математического анализа выбираются населенные пункты или городские районы в которых проживает среднестатистический житель. В этих местах фирма имеет своих корреспондентов, проводящих опрос общественного мнения методом "Face to face". Вышеуказанный метод обеспечивает получение наиболее достоверной информации у различных слоев населения. Суть его состоит в следующем. Корреспондент посещает каждую десятую квартиру или дом в населенном пункте (во внерабочее время) и проводит опрос того, кто проживает в данной квартире или доме. В случае если проживает семья, то корреспондент возьмет интервью у того члена семьи у кого будет в ближайшее время день рождения. Поскольку разговор и заполнение опросного листа происходит дома у респондента, есть наибольшая вероятность достоверных ответов. Проведение опросов по месту жительства позволяет охватить опросом широкие и разнообразные как по профессиям так и по возрастам слои населения. Какая-либо преднамеренность в выборе опрашиваемых при данном методе отсутствует поскольку корреспонденту запрещено проводить опрос среди знакомых, на работе, в ведомственных домах, общежитиях и т.п. После проведения -опроса фирма осуществляет контроль качества его проведения, связываясь с 10% опрошенных по телефону и направляя им письма. Полученные опросные листы проверяются на правильность заполнения и вводятся в компьютер. Данные обрабатываюся по специальной программе.

из каталога проекта

Марат Гельман

ВЫБОР РОССИИ

Настоящий художественный проект, идея которого принадлежит всемирно известным художникам Виталию Комару и Александру Меламиду является частью международного проекта, осуществляемого практически одновременно в США, Германии, России, Дании и Финляндии. В дальнейшем предполагается участие и других стран.
Суть проекта заключается в том, что художники создают живописное полотно основываясь на результатах социологического опроса населения.
Как, и во многих других проектах Комара и Меламида, в Выборе Народа без труда обнаруживается полный "джентльменский набор" современного искусства. Это и "смерть автора" отдающего на откуп среднестатистическому россиянину право выбора, и цитация, вкупе с иронией составляющая "формулу постмодернизма", это и жесткий детерминизм помещающий систему критериев оценки произведения в само произведение. И Last but not least очевидная социальность проекта.
В адрес современного искусства с разных сторон раздаются нарекания по поводу его оторванности от реальности и непонимания смысла произведений простыми людьми. Комар и Меламид предложили блистательный вариант ~ диалога со зрителем. Не вызывающая сомнений идентичность "автопортрета" ~ превратила художника из обвиняемого в судью, и, по моему, завершила столь ' важную в России тему "Искусства для Народа".
Традиция взаимоотношений художника с народом в России складывалась ~ достаточно неоднозначно. Для передвижников апелляция к народу была ! формой протеста. Лев Толстой пытался соотнести свой образ мысли и действия с положением крестьян путем "опрощения, М.Горький стал основоположником теории социалистического реализма, включающей такие понятия как "партийность", "народность". При этом ни разу не проводился опрос о действительном отношении народа к творчеству самообъявленных глашатаев народной воли. Впрочем, Русский Авангард дал несколько примеров обсуждения произведений искусства на фабриках, но уж он то, наверняка был далек от пристрастий среднего рабочего. Недаром самое нелюбимое русским (как впрочем и американским) народом произведение: сразу отсылает к Малевичу и Поповой.
Простота и глобальность проекта вызовут несомненный интерес и мы надеемся, что через несколько лет народ большинства стран получит из рук Комара и Меламида свой автопортрет. Без особого риска можно утверждать, что, разнясь в деталях, они будут похожи до неприличия и послужат нам всем весомым аргументом в отстаивании права быть непонятыми, нелюбимыми, право быть профессионалами.

МЕТОДОЛОГИЯ

Данное исследование проводилось фирмой "УЛТЕКС Сервис А.О." в соответствии с требованиями международной организации маркетинговых фирм "ESOMAR" в конце мая начале июня 1994 г.в Москве и Московской области (гг.Подольск и Раменское), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (гг. Выборг и Тихвин), Туле, Владимире и Иваново (т.е. в городах с населением в несколько миллионов человек, около миллиона, сто тысяч и более, менее ста тысяч жителей). Всего был опрошен 1001 респондент.
В ходе проведения исследований общественного мнения фирма "УЛТЕКС Сервис А.О." использует метод статистической выборки. В его основе лежит расчет среднестатистического жителя Европейской части Российской Федерации. С помощью математического анализа выбираются населенные пункты или городские районы в которых проживает среднестатистический житель. В этих местах фирма имеет своих корреспондентов, проводящих опрос общественного мнения методом "Face to face". Вышеуказанный метод обеспечивает получение наиболее достоверной информации у различных слоев населения. Суть его состоит в следующем. Корреспондент посещает каждую десятую квартиру или дом в населенном пункте (во внерабочее время) и проводит опрос того, кто проживает в данной квартире или доме. В случае если проживает семья, то корреспондент возьмет интервью у того члена семьи у кого будет в ближайшее время день рождения. Поскольку разговор и заполнение опросного листа происходит дома у респондента, есть наибольшая вероятность достоверных ответов. Проведение опросов по месту жительства позволяет охватить опросом широкие и разнообразные как по профессиям так и по возрастам слои населения. Какая-либо преднамеренность в выборе опрашиваемых при данном методе отсутствует поскольку корреспонденту запрещено проводить опрос среди знакомых, на работе, в ведомственных домах, общежитиях и т.п. После проведения -опроса фирма осуществляет контроль качества его проведения, связываясь с 10% опрошенных по телефону и направляя им письма. Полученные опросные листы проверяются на правильность заполнения и вводятся в компьютер. Данные обрабатываются по специальной программе. О достоверности наших данных свидетельствуют цифры о составе респондентов принявших участие в опросе, приближающие к среднестатистическим данным.

Иосиф Бакштейн
Об идеалах демократии в творчестве Комара и Меламида
Существует точка зрения, согласно которой все современное русское искусство вышло из искусства перформанса, подобно тому, как русская литература вышла из "гоголевской шинели".
Я говорю об этом потому, что Комар и Меламид справедливо относятся к основоположникам русского перформанса, и в этом источник их влияния на современников и последователей. По сути дела, все ранние произведения, начиная с их первой работы - легендарного "Рая", были перформансами, задолго до акций группы "Коллективные действия". "Изготовление идеального советского документа" .(1975), "Переложение на музыку "Положения о паспортах" (1976), "Телеграмма Хомейни" (1979), "Продажа душ" (1979), "Искусство принадлежит народу" (1984) - все эти ключевые для понимания творчества Комара и Меламида произведения являются по сути дела перформансами.
Для выявления фигур преемственности в истории искусства 20 века важно принять во внимание то, что у "второго русского авангарда", частью которого стал придуманный Комаром и Меламидом соцарт, было гораздо больше схожих стилистических черт с американским поп-артом, чем с первым русским авангардом Малевича и Татлина. Хотя, если говорить об особой роли перформанса для отечественной культуры нельзя не вспомнить о значении "Победы над солнцем" для творчества К.Малевича.
Но почему все-таки мы так акцентируем роль перформанса, и в каком смысле можно трактовать как перформанс проект "Выбор народа"? Комар и Меламид первыми среди независимых художников послевоенного времени осознали, что нельзя переосмыслить место искусства в обществе (особенно таком, как советское общество 70-х), не поняв смысла искусства как значимого социального действия, причем действия, имеющего отчетливое эстетическое измерение. Для Комара и Меламида перформанс - эстетически отрефлексированное социальное действие. Именно социальность, отношение к самим себе как к общественным деятелям, хотя и с элементом самоиронии важная составляющая творчества художников. И чем, как не полемикой с тоталитарной концепцией взаимоотношения искусства и власти, народа и искусства были их перформансы.
Интерес к последовательной демократизации общества сохранился у Комара и Меламида и в Соединенных Штатах, стране известной своими противоречиями в политической и культурной жизни. Америка тоже пропитана социальными конфликтами, считают Комар и Меламид. Класс собственников и там узурпировал право на выражение художественных пристрастий, ведь значительными коллекциями могут обзаводиться только состоятельные люди, а мнением широких народных масс в обществе потребления никто не интересуется. И, к сожалению, художники здесь не исключение.
Проект "Выбор народа" есть попытка восстановить справедливость и выяснить - что все-таки думают люди об искусстве, что для них является наиболее привлекательным. Но Комар и Меламид не останавливаются на исследовательской стадии. Становясь выразителями культурных чаяний, они как истинные жрецы демократии воплощают в живописном произведении эстетический идеал населения и, делая его зримым, выставляя его на всеобщее обозрение, заставляют общество еще раз и совершенно по-новому увидеть себя в зеркале искусства.
Универсальное значение проекту "Выбор народа" придает его кросс- культурный характер. Опросы, многократно повторенные, возможность сопоставить эстетические идеалы Америки, России, Германии, других стран радикализируют художественную жизнь этих стран, ведут, в конечном итоге, к совершенствованию всей системы культурных институтций. Политики и чиновники от искусства не могут теперь не считаться с мнением публики. И точно так же, как, по меткому замечанию Карла Маркса, "Лютер превратил попов в мирян, превратив мирян в попов", Комар и Меламид дают каждому возможность быть услышанным и превратиться в художника.

Пресса о проекте

"Народ выбирает Комара и Меламида"
А. Ковалев."Сегодня" 07.09.94

"На сей раз наши здравые циники, памятующие о тотальной исчерпанности тотальных идеологем, занялись оформлением здания "идеального искусства", вычленяя его из массового сознания"

"Выбор народа " : наш любимый цвет,наш любимый размер"
Е. Деготь. "Коммерсантъ-Daily" N 154. 18.08.94

"Новая идея Комара и Меламида - гениальное изобретение,о чем свидетельствует ее мгновенное и триумфальное распространение по всему миру. Художники все последние годы искали для себя достаточно универсальную тему и, кажется, ее нашли"
"Но Комар и Меламид заняты центральным - на сей раз не в форме выдающегося, а в форме статистического усредненного"
"При этом, определив специфику русского искусства, художники, по сути дела, обнаружили, что оно мало чем отличается от любого другого. Стратегией Комара и Меламида всегда было разрушение претензий на исключительность и уникальность - будь то советской власти или чего угодно. Их универсализм заключается в атеистическом отрицании универсального"

"Меламид без Комара хотел посмотреть последнего царя" С. Кесоян.
"Иностранец" 31.08.94

"Проект Комара и Меламида основан на социологическом опросе населения,после которого создается высокохудожественное полотно с изображением автопортрета страны"

"Как большевики Комар и Меламид страну спасали"
М.Богатырева "Новое время" N 37. 1994

"Комар и Меламид теперь будут ездить по разным странам и так же рисовать лучшие и худшие картины. А потом сделают лучшую общечеловеческую картину"

"Большинство спасет все"
Е.Веселая "Московские новости" N 35 август - сентябрь 1994

"По словам Виталия Комара, художники должны осознать.что они существуют для людей, а не люди для них. Нужно припасть к родной земле, к мнению большинства, вместо того чтобы с упорством твердить о собственной избранности. "Большинство спасет все - мир, экономику,нравственность, - заявил соц-артист, - все ваши проблемы от того, что не слушают большинство"

"Куранты" 31.08.94
"Художники задумали изобразить на картине то, что наш народ действительно хотел бы видеть на живописном холсте"

"Леня Голубков кисти Ильи Глазунова"
М. Варденга "Аргументы и факты"

"Знаменитые авангардисты, основоположники соц-арта Комар и Меламид представили в Центре Современного Искусства свой проект "Выбор народа".Суть его заключалась в том, что художники создают произведение искусства, основываясь на результатах социологического опроса населения. Проект этот уже был осуществлен в США, в 48 штатах был проведен опрос, и созданная по результатам этого опроса картина теперь находится в Вашингтоне (в Москву была привезена копия)"
"Нынешний проект "Выбор народа" стал ответом художников на многочисленные сетования по поводу оторванности современного искусства от реальности и непонимания его смысла простыми людьми. По словам Марата Гельмана, Комар и Меламид предложили блистательный вариант диалога со зрителем, в котором художник из обвиняемого стал судьей. "Зритель получил свой желанный автопортрет. Портрет, который отныне может служить весомым аргументом в отстаивании права художника быть непонятным, нелюбимым - одним словом,быть профессионалом"
"И если до этого мы планировали провести эксперимент только в трех странах, Америке, России и Германии, то теперь мечтаем продолжить проект в Африке и Китае. И, может быть, нам действительно удастся воссоздать единую "картину для человечества".

"Выбор народа" пал на самих авторов"
С. Беляева-Конеген. "Коммерсант-Daily"

"...русский человек практически не способен связать себя ни с конкретным государством, ни с какой то определенной страной, ни даже зачастую с так называемым местом проживания"
"Говорить о целостном образе мира и, в частности, культуры в сознании нынешнего российского зрителя, увы, не приходится"



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: [email protected]
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 










Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1