Плохая наука
Максим Райскин
 
В первом за этот год номере “На Дне”, на одном развороте с рецензией Андрея Кудряшова на второй номер “Максимки”, был опубликован один из самых интересных, на мой взгляд, текстов Алексея Варсопко “Этапология”. Полное издание под названием “Наши этапы” уже в течение месяца циркулировало по городу. Автор - человек небезызвестный в современном Питерском самиздате. Множество изданных на ксероксе книжонок разнообразного формата и тиража, не превышающего 20 экземпляров, анти-рекламное издание Новая художественная Весть, и запечатанные конверты с непонятным содержимым и надписями на них “Жизнь полна тайн и загадок” - могут составить целую библиотеку, со своей поэзией, прозой и даже тематическими словарями. Чего, может быть, до сих пор не хватало - это науки. И какая это будет наука, при таких тиражах и с такой техникой книгоиздания, конечно понятно. Она просто обязана быть монументальной.

Краткое авторское предисловие к книге: “Все эти периоды, этапы, на которые мы так любим делить наши жизни, жизни каких-либо явлений в истории, настолько прочно въелись в наше сознание, что теперь мы уже не можем без них, так чтобы все не делить. Вместе с тем ощущается некая бессмысленность данного инструмента изучения истории: то, что за одним следует второе, а за вторым третье и т.д., ничего не объясняет. Ведь хочется узнать, как явление, чья-нибудь жизнь вписывается в общую, ГЛОБАЛЬНУЮ историю, каким образом явления соотнесены с общей ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ИСТОРИИ. Хочется узнать, какие связи существуют между всеми явлениями...”. Описание, как мы видим вполне позитивное, если не сказать позитивистское. Далее следует текст, долженствующий продемонстрировать то, как эта теория выглядит на практике:

Beatles - это Пушкин
Rolling Stones - это Лермонтов
Led Zeppelin - это Гоголь
Pink Floyd - это Достоевский
Jethro Tull - это Некрасов
Yes - это Фет
Sex Pistols - это Салтыков-Щедрин
Cocteau Twins - это Чехов
Dead can dance - это Лев Толстой
Nirvana - это Маяковский

Поначалу возникает ощущение, что несколько занудно (хотя понятно, что это занудство - необходимое свойство подобных “монументальных историй”), но останавливаться не стоит, поскольку в тексте присутствуют сбивки типа “Маяковский - понедельник”, а “7 ноября - вторник”. А когда дочитаете до места, где утверждается, что “поляки - это японцы”, тут разбирает смех, не прекращающийся уже до конца текста.

Полная невозможность подобных сопоставлений - первое, что открывается при чтении этой книги. В известном смысле смех - следствие именно этой невозможности объединения в рамках одной таксономии Пушкина и понедельника, лета и постмодернизма. Конечно, невероятно, чтобы Салтыков-Щедрин оказался в какой-то момент соотнесен с Sex Pistols, но спустя какое то время мы начинаем думать, быть может действительно все это не настолько уж и нелепо. В конце концов он гораздо ближе им, чем Bauhaus. Но автор, кажется, не собирается нас успокаивать. Он не ограничивается отождествлением слов, характеризующих разные группы объектов, но осуществляет это отождествление и внутри каждой из языковых групп. Так поляки становятся японцами, французы - холодными американцами, а белые - красными.

Существует и другой аспект, если принимать во внимание то, о чем говорилось в предисловии, - речь идет об истории как плохой науке. Тогда, перефразировав Фуко, можно сказать, что в данной “сравнительной хрестоматии” Варсопко удалось охватить по крайней мере две модели истории, и противопоставить - им же, но платоническим. Идее истории как припоминания противопоставляется история как пародия и фарс, истории как протяженности или традиции противостоит история как разрушение идентичности (те же Beatles в одном случае оказываются Пушкиным, а в другом - Марксом). Задача, следовательно, заключается в том чтобы уничтожить историю ( в том числе и историю искусства) как форму памяти, и “распространить в ней совершенно иную форму времени” не связанную с понятиями в духе “старой” генеалогии.

И последнее, читатель уже мог догадаться, что этот текст больше всего напоминает мне безумные классификации Борхеса или лабиринт “Игры в классики” Кортасара. Словно следуя этой мысли Варсопко повесил на сайте кибер-фемин галереи “21”  электронную версию своей книги, сгруппировав ее тематически (рок, политика, времена года и так далее). Таким образом количество классификаций возросло, а попадать в нее теперь можно с разных сторон, причем одновременно. Эта симультанность - еще одно достоинство истории как плохой утопической науки.

 
home
галерея Гельмана

письмо в редакцию

 
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1