ИНСТИТУТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Программа "Инвентаризация Искусства"
Инвентарный отчет

В период проведения ежегодной отчетной выставки "Петербург-98" "Институт интерактивных технологий" (г. Москва) в сотрудничестве с администрацией Манежа г. Санкт-Петербурга и организаторами выставки осуществил очередной этап инвентаризации. Инвентаризации подверглись картины, выставленные на экспозиции. В этом процессе приняли активное участие около тысячи зрителей и 16 экспертов.

По спискам инвентаризации прошло 702 картины. Каждая из них получила зрительскую и экспертную оценки. Зрительская оценка: двухуровневая ("нравится"-"не нравится"). Экспертная оценка: по 100-балльной шкале.

На основе полученных статистических данных был проведен компьютерный анализ по оригинальной методике, разработанной в "Институте интерактивных технологий" и выявлены следующие рейтинги:

РЕЙТИНГ картин по результатам опроса зрителей

Приз зрительских симпатий:

1. Татьяна Федорова “Кабачки”.
(положит. - 39% , отриц. - 2%, Инв.№9)

2. Владимир Ершов “Венеция. Канал”
(положит. - 36% , отриц. - 1%, Инв.№239)

3. Елена Одинцова “После дождя”
(положит. - 34%, отриц. - 0%, Инв.№601)

Приз зрительских антипатий:

Валерий Лукка “Парадиз”
(положит. - 1%, отриц - 15%, Инв.№401)

Самая спорная работа в зрительских оценках:

Петр Рейхет “Компостмодернизм”
(положит. - 12%, отриц. - 15%, Инв.№ 378)

Работы, не обратившие на себя внимание зрителей:

1. Дмитрий Горячев “Воздушная тревога”
(положит. - 0%, отриц. - 0%, Инв.№633)

2. Валентина Писарева “Без названия”
(положит. - 0%, отриц. - 0%, Инв.№76)

 

РЕЙТИНГ картин по результатам опроса экспертов.

Выбор экспертов:

1. Петр Конников “Путники”
(экспертный балл - 69.27 , Инв.№48)

2. Глеб Богомолов "Плащаница №534"
(экспертный балл - 53.50 , Инв.№355)

3. Георгий Невский “Черный ангел”
(экспертный балл - 53.25 , Инв.№475)

Эксперты не рекомендуют:

1. Феликс Волосенков “Явление бога Волоса в виде мужчины”
(экспертный балл - 6.67 , Инв.№446)

2. Феликс Волосенков “Явление бога Волоса в виде женщины”
(экспертный балл - 6.67 , Инв.№447)

3. Феликс Волосенков “Ангел-бабочка”
(экспертный балл - 8.33 , Инв.№451)

Работы, вызвавшие наибольшие разногласия в мнениях экспертов:

1. Геннадий Герасимов “Из воспоминаний детства”
(диапазон 1.348 , Инв.№ 22)

2. Борис Мартинсон “Метаморфозы”
(диапазон 1.327 , Инв.№ 38)

3. Полина Храмцова “Леночка и кот”
(диапазон 1.136 , Инв.№ 20)

Из приведенных данных видим, что картины, понравившиеся зрителям, вызвали сдержанное отношение у экспертов, и наоборот, выбор экспертов никак не отмечен зрителями. Например, лидер зрительских симпатий "Кабачки" Татьяны Федоровой у экспертов набрали ничем не выдающиеся 31,3 балла. А "выбор экспертов" картина “Путники” Петра Конникова вызвала у зрителей даже слегка отрицательную среднюю оценку (-1 балл).

Те же замечания касаются остальных рейтингов ("самая спорная работа", "самая незаметная.." и т.д.). Во всех случаях мнения зрителей и экспертов расходятся если не радикально, то, уж во всяком случае, критически.
Это наблюдение свидетельствует о различных подходах к оценке художественных произведений у зрителей и экспертов, а также о различных способах этой оценки. Дополнительный анализ статистических данных по экспертам с привлечением методов психодиагностики выявил некоторые черты этих отличий. По методам оценки картин эксперты разделились на три группы:

первая группа - ориентировалась на средний уровень картин, представленных на выставке и выставляла оценки, исходя из отклонений данной картины в ту или иную сторону от этого среднего уровня;
вторая - выставляла оценки на основе своих концептуальных взглядов на искусство (например, "все хороши" либо "современное искусство никуда не годится");
третья группа - наиболее близка по стилю оценки к зрителю и стремилась максимально непредвзято исходить из своих эстетических ощущений.

Полученные рейтинги и аналитические результаты вполне отражают принципы программы "Инвентаризация искусства", разработанной Институтом интерактивных технологий, отраженные в его Манифесте, принципах и методологии (http://www.chat.ru/~initech)..

Данная статья является кратким отчетом о результатах инвентаризации. Более подробный анализ и дополнительную информацию можно найти по адресу www.chat.ru/~initech. Там же можно связаться с организаторами инвентаризации по электронной почте.

Следующий этап инвентаризации будет проведен на Арт-салоне в Центральном Доме Художника (г. Москва) с 17 по 28 марта 1999 г. К открытию Арт-салона будет выпущен пресс-релиз, 24 марта - проведена презентация и 26 марта - доклад о результатах очередного этапа инвентаризации на симпозиуме в ЦДХ.

Родыгин Владимир.
 
home
галерея Гельмана

письмо в редакцию

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1