Выбора нет

6 декабря редакция журнала "Максимка" совместно с группой "Тяжелое искусство", товариществом "Новые тупые", группой поэтического перформанса "Дрэли куда попало", Алексеем Варсопко и неожиданно приехавшим из Москвы художником Гарри Зухом провела художественную акцию "Новый образ лидера". Прецедентом стали выборы в законодательное собрание Санкт-Петербурга, которые проводились в этот день.

Участники акции вышли на Литейный проспект к облюбованному месту с чашей около Мариинской больницы и развесили лозунги, которые гласили: "Мы сделаем Вашу жизнь красивой", "Будьте индивидуалистами - требуйте всеобщего", "Открой в себе политическое животное" - с изображением Крокодила Гены, "Новый образ лидера" - с изображением Чебурашки, "Да здравствуют все твари" и "Выбора нет". Кроме того, художник В.Флягин, прикрепил за спиной огромный винт, таким образом персонифицируя Карлсона, а Владимир Козин прикрепил на грудь открытку ("иконку") с целой галереей всевозможных персонажей. Действия участников акции, после развешивания лозунгов, заключались в раздаче прохожим хозяйственного мыла, соли и спичек от имени этих лидеров, гораздо более "реальных" чем никому неизвестные или подставные кандидаты в Законодательное собрание. Люди брать мыло не хотели, поэтому его пришлось заворачивать в листовки так, чтобы оно выглядело как большие конфеты. Особенно отличился художник Сергей Спирихин, приведший на место акции двух "женщин неопределенного возраста", "столь же неопределенной профессии", но зато во вполне определенной степени алкогольного опьянения, которых он усадил на автомобильные покрышки, создав таким образом эстетический и смысловой центр композиции. Женщины, сидящие как сфинксы, вызвали бурю реакций со стороны проходящих по Литейному дворников, возмущенных тем, что во время снегопада люди могут себе позволить просто так сидеть, а не работать, или, допустим, ходить на избирательные участки. Негативные отзывы акция вызвала не только у дворников, но и у корреспондента газеты "Смена" Михаила Кузьмина, который в частной беседе счел ее "политической". Художники, впрочем, настаивали скорее не на политическом действии, но на эксплицировании репрессивности самой идеи выбора.

Любопытно, что эпитет "политический" в оценке художественного произведения или действия в Петербурге всегда несет в себе негативный оттенок. Так о картине можно сказать, что она плоха или хороша, а о выставке удалась или нет. Но если назвать ее политической, это звучит как приговор. Нет ничего более ненадежного, на что можно было бы опереться.

Существуют по меньшей мере две причины, почему любые попытки апелляции к политическим реалиям в этом городе всегда терпят крах. Во-первых, если говорить о политике с большой буквы, то она, как известно, в Петербурге давно уже не связывается с какой-то конкретной политической или масс-медиальной фигурой, персонажем, но превратилась в анонимную область, единственный принцип в которой - "нет человека, нет проблемы". Если вспомнить, те же Старовойтова и Собчак предпочитали блистать на столичной сцене, или где подальше: одно дело вызвать на кулачный бой президента и совсем другое питерского губернатора. Во-вторых, политика - это область криминального интереса и больших экономических инвестиций. Именно поэтому художественное вливание в нее превращается даже не в растрату, но в пустое инвестирование, примером которого на нынешних выборах служили Шагин и Кривулин.

Если же говорить собственно об искусстве, то и в нем можно увидеть все то же торжество анонимности. Этот принцип всячески культивирует "Новая Академия", единственная в этом городе обладающая патентом на изобретение и монопольной лицензией на ведение художественной политики. Тимур Новиков, как лидер и живое воплощение идеалов петербургской красоты, отступает перед "серым кардиналом" Андреем Хлобыстиным, создателем "Художественной Воли", реально определяющим политику "Новой Академии", и Марусей Климовой, творцом непреходящих ценностей декаданса. Все остальные вынуждены настаивать на своем амплуа художников, а не в политиков. Это, разумеется, тоже политический ход, но несколько иного рода.

В качестве модели поведения для художника, претендующего на нечто большее, чем проходная выставка в галерее, можно предложить на выбор два варианта. Художник может демонстрировать свою полную невовлеченность, будучи и на деле ни коим образом непричастным к политике. Но если, как у участников акции "Новый образ лидера", выбор сделан, а вовлеченность, пусть даже "на час", является позицией, тогда художник, инвестирующий свое внимание в политику, демонстрирует отсутствие выбора, превентивно указывая на то, что он есть, но скрыт и тщательно охраняем.

Максим Райскин

 
home
галерея Гельмана

письмо в редакцию

 
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1