Опасные связи
"Zoom". Лейла Луукка и Маарит Суоми
15.02 - 27.02 1999 г.
Творческий центр "Борей-Арт"
 
 
Лейла Луукка, Маарит Суоми "Kiss me"
Посетитель Борея, привычно наклонив голову в дверях, войдет в Мраморный зал и, конечно же, с первого взгляда почувствует изменение в пространстве. Те плоские изображения, которые обычно видеть развешанными по стенам, в этот раз отступили от принятого правила и устремились от стен к центру помещения, как бы заключая посетителя в свое цветное кольцо. Подняв голову и расправив плечи, зритель примется рассматривать сгрудившуюся вокруг exhibition: обработанные на компьютере увеличенные в несколько раз рентгеновские снимки частей тела. Части скелета, заключенные в прозрачный плексиглас, не отпугнут, но очаруют зрителя, он не пропустит рубиновой улыбки жемчуга зубов, посмотрится в ультрамариновую глубину чужой глазницы, а травяные разводы кистей и ступней напомнят ему о прелестях лета. Но это еще не все подарки! Скользнув взглядом по поверхности плексигласа вниз, он найдет на камне пола призывные надписи, скорее требования, чем просьбы: Respect me! Turn me! Touch me! Ему никогда еще не делали столько предложений! Walk me! Comfort me! Support me! - в нем нуждаются, ему доверяют. Kiss me! Love me! Fuck me! - как кружится голова! И вот тут самое время стукнуться лбом о прозрачную завесу, на которой среди отпечатков напомаженных губ требуется найти ту единственную: Find me!

О, он найдет!

Лейла Луукка, Маарит Суоми "Walk me"
Но кроме того, он еще и сам угодит в ловушку инсталляции, в эту хитро расставленную сеть, где нет противопоставляемого зрителю "я", а только угодливое, приглашающее "меня" всех выставленных объектов. И каким бы ни был этот посетитель - тонким знатоком женских недомолвок и многозначительных иносказаний, толкователем кокетливых взглядов и случайных полуобнажений или доверчивым прямолинейным простаком - он все равно почувствует себя героем. Он не будет внутренне сопротивляться многочисленным предложениям "меня", тем более, что исходят они от женского лица (авторы - женщины). Вот если бы подобные предложения исходили от мужчины, то зритель бы почувствовал агрессию, ощутил бы некоторую принуждающую внешнюю силу, а себя в качестве мишени. Когда же женщины себя представляют в виде объекта - это вдвойне приятно и понятно. И тот красный цвет, которым сделаны надписи ассоциируется не с кровью, но с помадой. Помадой на полу - это почти что "целую землю, по которой ты ступал". Ну как тут зрителю не воспарить!
Воспарить, закружиться в танце вместе с окружившими его скелетами, да только это будет совсем не Dance macabre. Потому что эти части тела, прозрачные контуры костей ничего не говорят о смерти. Они не результат разоблачения, последнего обнажения женского тела, но сочиненный ребус, головоломка, которая может быть разгадана с помощью надписи на полу. Простота и напрашивающиеся ответы таких пар, как Touch me! - "кисти рук" или Walk me! - "ступни", дают ключ для разгадывания остальных изображений (ключ нужен только в случае, если посетитель не имеет специального медицинского образования). Счастливый посетитель разгадает все головоломки и довольный собою уйдет домой (или пройдет в кафе, еще раз наклонившись в дверном проеме). Но может быть у него останется один вопрос?

Вопрос не столь простой, ведь он касается позиции авторов. Создавая свою инсталляцию в Мраморном зале Борея, совпали ли они с этим "меня" или остались вне опасных связей зрителя и объектов? Возможность ответа дает изображение в паре с требованием Protect me! Но только возможность. Не в нашей власти решить, является ли эта фраза того же поля ягодой, что и Comfort me! или Support me!, или же она ближе к выражению Fuck me! и имеет вполне функциональный смысл. Самый внимательный и искушенный в вопросах контрацепции зритель заметит на снимке трогательную спираль, и конечно же, поймет в должным образом Protect me! А точнее, он даже не будет задумываться о способах предохранения, его захлестнет волна воображения - вот она, очередная ловушка. В пылу эротического волнения он позабудет о своем возвышенном месте героя, полностью оказавшись во власти безвольного "меня". Провозглашение власти объекта говорит о том, что авторы сознательно играют в эту опасную игру, и, требуя защиты, хотят ли они просто предотвратить размножение своего цельного объекта? Или же авторы намекают на собственную дистанцию от заявляемого мнения. Но вероятность последнего ответа достаточно мала, вопрос вряд ли можно считать открытым.

Надежда Штиль
Лейла Луукка, Маарит Суоми "Comfort me"
 
home
галерея Гельмана

письмо в редакцию

 
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1