Юность Максимки.
Андрей Кудряшов
газета "На Дне", №1(54), январь 1999
 
Мальчик вырос и стал не похож на себя.
Протагор

Сравнивать второй номер журнала "Максимка" с первенцем М. Райскина, давать этому оценку - просто не имеет смысла. Даже подержав № 2 в руках, пролистнув его, понимаешь, что видишь другое издание. Первое, что бросается в глаза—изменился дизайн. Прежнего впечатления провинциального рукописного издания он не производит. Круг авторов значительно расширился. "Максимка" перестал быть рупором "Новых тупых". Заматерел. И, со всем присущим юноше максимализмом, первой темой номера объявил "экстремизм". Перенял ухватки солидных художественных журналов. Появились даже переводные материалы. Но если статья Рауля Вангейма укладывается в понятие "экстремальный", то наличие эссе Брюса Стерлинга здесь оказалось не в тему. Читаемое после "кофейного" предисловия Димы Голынко-Вольфсона, оно удивляет своим традиционалистским подходом к проблеме, которая многих притягивает сегодня именно возможностью блеснуть экстремальной лексикой и поговорить о преступлении, не касаясь социальных или политических его аспектов. Стерлинг подходит к проблеме компьютерных преступлений с консервативными, "архаичными" мерками, с точки зрения традиционной морали, не испытывая трепета при взгляде на виртуальные забрала сетевых рыцарей так же, как не испытывали пиетета по отношению к хакерам китайские власти, приговорившие на днях членов банды компьютерных взломщиков к высшей мере наказания за хищение в особо крупных размерах. При этом не потребовалось ни модернизации китайского УК, ни кардинальных изменений в методах ведения расследования.

Сколь первый номер "Максимки" выглядел "петербургским", столь же второй кажется "московским", "столичным". И по структуре журнала, и по авторскому составу. Среди них — Император Вава. И каким же свежим кажется непредвзятый взгляд московского художника! Перечисляя направления современного петербургского искусства, без присущего питерцам уважения отзывается о Тимуре Новикове, выказывая тем самым полное пренебрежение к практике художественной политики. Но что может показаться еще более странным, в числе трех основных художественных направлений Вава называет "Запасной выход", который на самом-то деле — лишь филиал биеннале Кук-арт и знаком больше москвичам, чем петербуржцам, так как Интерстудия показывает свои работы в родном городе крайне редко. Зато московские площадки любит и посещает регулярно.

На мой вопрос о том, будет ли дизайн и содержание следующего номера Максимки-журнала аналогичным второму, Максимка-человек пожал плечами. Может быть, и вправду, отбросить идеи "прогресса", "роста", и каждый новый выход "Максимки" будет, в таком случае, новой художественной акцией.


home        галерея Гельмана
письмо в редакцию
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1