Хороший
голубь - почтовый голубь
Художественный
опыт структурирования реальности
27.07.97 Молодые Христианские
Демократы собрались у Горпрокуратуры поддержать одного из своих, обвиненного
в "уклонению от призыва на воинскую службу". Они вяло переговаривались,
передавали друг другу лист с зеленоватым текстом, их упованием на альтернативную
службу. Меньше всего они напоминали пикетчиков: рослые самцы терлись о
стену, корчились по-зэковски на тротуаре - будто гадили - стайкой жирных
городских птиц, на чью лапку (пацифик)они молятся. С ними были девушки.
Слева от входа в Прокуратуру
проходил контр-пикет: национал-большевики - против "косящих" от армии физически
здоровых мужчин. Шеренга нацболов развернула стильные, экспрессивные плакаты
и лозунги. Издали заметные надписи: "Одеть погоны - и по вагонам!", "Солдатам
- женщин, пацифистам - вибратор!" сопровождались аналогичными лапидарными
изображениями.
Визуальный ряд, движения
и речи были обдуманным художественно оформленным натиском, стержнем анти-пацифистской
акции. Это сработало: ТВ-программа "Вавилон", на словах декларируя солидарность
с МХД, большую часть сюжета откровенно любовалась эффектно выраженной гражданской
позицией НБП, благоразумно дистанцировавшись репликой: "Национал-большевики,
как всегда, свели все к эротической стороне проблемы."
Профессиональным (или
женским?) чутьем журналистка выявила суть. Средствами искусства акция обозначила,
что конфликт между образом мужчины-творца, дерзкого созидателя и образом
мужчины-потребителя, понимающим под здравым смыслом исключительно личную
выгоду, достиг критической формы, выраженной в отказе от призыва в армию.
К активному участию
в акции меня привлекла возможность показать связь искусства и социального
контекста. Идею служения (и в армии в том числе) убивает насаждаемая психология
потребителя. Образно это выражено подменой красоты удобством.
Армия, несмотря на ее
нелепое положение в обществе, не утратила своей жизнеутверждающей основы.
Она - универсальная модель воплощенной в форму красоты, реальной силы,
прямого действия и ритуала. Движению человека к красоте сопутствуют эмоциональные
и интеллектуальные затраты, ему всегда противостоит соблазн насладиться
экзистенциальной свободой сейчас же, ни в чем себе не отказывая.
Исход противостояния
обуславливает великолепие армии, либо ее нелепость. И так было всегда,
еще римляне в особо трудные времена противостояния взывали: "Свирепей воин,
налегла на нас роскошь!" Отсюда (возвращаясь к "эротической стороне проблемы")
возникает соответствующее отношение женщин к армии - восторг и бросание
чепчиков, либо создание комитетов солдатских матерей. Кстати, слово "негодяй"
означало - "не годный к службе", девушки таких избегали.
Сейчас, когда сознание
общества буквально раздавлено налегающей роскошью, когда искусство пытаются
изъят из социального контекста, самое время вспомнить о глубинной связи
искусства с породившим его опытом человека-воина. Искусство каллиграфии
более связано с искусством стрельбы из АК-74, чем это принято думать, а
перформанс своими корнями уходит в те мастерские, где вынашивались замыслы
психических атак. За "нехудожественными" проблемами армии, с ее котелками
портянками и анекдотичными прапорщиками скрыта тенденция замещения искусства-созидания
искусством-потребления. Не следует обольщаться неформальностью взаимоотношений
социума и художника, это всего лишь мягкая формулировка жесткого манипулирования
художником. Только в пристальном внимании к реальности происходящего творчество
художника приобретает смысл, формирует стиль, идеологию и политику сегодняшнего
дня - т.е. власть.
Сегодня локализация
действий художника в так называемой художественной среде приводит его к
"альтернативному творчеству" - бесконечным рефлексиям-комментариям-подражаниям,
- делает его негодным, не способным присягнуть служению красоте. Желающим
научиться летать пора оставить голубиную стаю. Художник - это связной социокультурного
процесса, его почтовый голубь. Как минимум. А максимум - автор.
Февраль
1999
home
галерея Гельмана
письмо в редакцию