Дмитрий Пиликин
художник, арт-критик, куратор
июль 1998, №12(45)
 
В нашей рубрике посвященной судьбе искусства, судьбе художника на границе веков стало традицией приветствовать рождение литературно-художественных журналов нового поколения, что происходит, видимо, не без влияния пресловутого русского литературоцентризма.

В номере 4 "На Дне"(январь 1998) мы познакомили вас с только что появившимся московским журналом "Пушкин". А сегодня хотим представить новый петербургский самиздатовский журнал "Максимка", презентация которого прошла в арт-центре "Борей".

Предусмотрительно парируя возможные критические выпады и обвинения в непоследовательности и эпизодичности представления новых журналов(мы ничего не писали, например, о новообретенных "Радеке" и "На Посту", что вовсе не означает, что и не будем), я рискну прибегнуть к нагло-артистической риторике, спросив: "А не Пушкин ли Maxim?" И пусть кто-нибудь попробует сказать, что он против... Двигаясь далее в этом лингвистическом ключе и подвергая ревизии свой детско-советский экзистенциальный опыт (см. текст А.Варсопко), мы припоминаем, что "Максимка" -это еще и добрый детский фильм о мальчике-сироте, найденыше, негритенке, спасенном добрыми русскими матросами на далеком африканском берегу и увезенном ими в Россию (и тут опять Пушкин!). Само собой напрашивается подсознательное редакторское самоопределение "Максимки" как мальчика-изгоя петербургской глянцевой журналистики.

Страстные речи и призывы, прозвучавшие во время презентации журнала, обнажили болезненность темы. Само событие явилось отчасти лишь точкой сборки и возможностью высказать, наболевшее по поводу отсутствия художественного журнала в Петербурге (мы, конечно, помним о "Художественной Воле" и "Кабинете", но они все-таки , в большей степени представляют собой авторские арт-проекты). Налицо и кризис "нажористых" глянцевых журналов, которые расплачиваются за влитые инвестции эклектичностью, пустотой и ходульной концепцией. Посему и немудрено, что место пусто и большинство из выступавших на презентации нагружали редакцию "Максимки" всеми своими надеждами и чаяниями. Между тем, если отвлечься от эмоций и проанализировать ситуацию, обнаруживается, что журнал (по крайней мере, в своем пилотном выпуске) и не претендует на всеобщность. И в этом одна из его прелестей.

Мы привыкли к "журналу" как к некой устоявшейся форме прошедшего, но в ситуации информационного обвала происходит нормальное снижение амбиций от претензии на доминирующее, всеохватное положение до разделения аудитории по локальным интересам. В данном случае журнал представляет деятельность одной весьма актуальной петербургской художественной группы "Новые Тупые" (можно сказать, даже целого течения), и это само по себе уже интересно и самодостаточно. Рассуждая об актуальных тенденциях, мне хочется отметить еще тот факт, что наше художественное комьюнити потихоньку отказывается от "поколенческих" моделей взаимодействия, предпочитая группироваться по принципу приятности общения и разделения интересов.

Ну а что до группы "Новые Тупые", то они всегда пестовали две базисные традиции: саморефлексии (благо, группа достаточно многочисленна и границы ее расплывчаты) и перманентной релаксации, что, видимо, и делает ее выступления столь популярными в народе.


home        галерея Гельмана
письмо в редакцию
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1