М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4

Андрей Чежин. "Прозрачные сны"

Дмитрий Пиликин

Галерея "Дельта".
 

"Дельта" - коммерческая галерея, расположенная Андрей Чежин "New York" 1999в тихом петербургском дворике недалеко от Невского проспекта. В своем нынешнем виде галерея представляет новую (после ужаса рынка "бури и натиска") нарождающуюся формацию петербургских коммерческих галерей: хороший сдержанный вкус в интерьере и в коллекции представленных авторов, домашняя атмосфера, никакого рыночного ажиотажа. И вот именно эта галерея, занимающаяся преимущественно продажей живописи и графики, устраивает персональную выставку фотографа Андрея Чежина. Все вроде бы просто, но сам факт этого события будоражит ветхозаветные романтические споры местной фотографической общественности о "продажности" и "духовности", о "салонной" и "художественной" фотографии (sic!). Неудивительно и то, что именно Андрей Чежин как автор удивительно работоспособный, продуктивный и успешный тут же попадает под огонь критики.

Можно было бы не обращать внимания на эти мелкие местечковые несуразности и полную путаницу в критериях оценки, но на сей раз (мне так кажется) мы наблюдаем, как на петербургской фотографической сцене рождается новое явление - "высокий салон" (или "photo haute couture"). А стало быть появляется призрачная надежда, что и у нас все будет с фотографией нормально, как и во всем остальном цивилизованном мире. А во всем остальном мире фотография (как и любое другое искусство) понятие многоуровневое. И каждый должен твердо понимать "свой шесток": если ты amateur- любитель, то ты именно любитель и фотография для тебя хобби. Если ты professional и специализируешься, например, на съемке маринованных фруктов, то делай это хорошо и с радостью, поскольку твой холодильник всегда будет полон. Если ты artist - то выдавай "на-гора" качественный и оригинальный авторский принт (и никаких простоев!). Ну а если ты претендуешь быть contemporary artist...то можешь наплевать на все вышеизложенные правила, но отвечать за эту оригинальность придется по большому счету. Собственно подспудная задача всей этой инфраструктуры - приблизить фотографию к зрителю. "Независимое и высокое" искусство в злобном мире капитала выживает тогда, когда в сознании массового зрителя существует идея о его безусловной ценности. Другое дело какие именно образцы искусства общественно популярны. Зависит это от множества причин (в том числе и социальных). Но сам факт, что современное авторское художественное произведение с его формальными изысками может быть благосклонно принято неподготовленным зрителем событие уже радующее. Почему собственно в Пражском международном аэропорту вас встречают упакованные в дорогие рамки тиражированные принты Яна Саудека? Потому, что Саудек это уже чешский национальный товар. Надо ли говорить, что фотографические открыточки и альбомчики в Петербургском аэропорту безымянны и сильно уступают пражским в оригинальности и вкусе (как бы критично мы не относились к Саудеку).

Чем же собственно занимается Андрей Чежин? Начинал он в 70-е годы, прошел искус концептуальной фотографии, постоянно занимался формальными поисками (за что получил клеймо "авангардиста"(?!), каждую идею и серию вырабатывал до конца, не отказывался ни от одного выставочного предложения, сам являлся инициатором проектов... и вот к сорока годам стал получать заслуженные дивиденды. Успех Чежина с середины 90-х годов вызван точным попаданием его образного ряда в современную массовую образную ментальность. Именно формалистские разрушения прямолинейности straight photography, кинематографическая повествовательность многослойных фотоотпечатков, ролевые постановочные игры, компьютерная монтажность, литературность образов, постепенное превращение фотографии в "картину" оказались наиболее сладкими для массового сознания 90-х размятого рекламой, литературой fantazy и желающего сбежать от действительности и документа. Тут же подоспел и бум толстых "глянцевых" журналов с их жаждой оригинальной "картинки", выпуск авторского альбома (в России, при жизни автора!!!), интерес дилеров, престижное предложение поснимать в оригинальной авторской технике Вашингтон и Нью-Йорк...

Техника многослойного негатива (многократная Андрей Чежин "Washington" 1999съемка на один негатив) использованная в проекте показанном в галерее "Дельта" изобретена Андреем как следствие российской бедности и российской же смекалки. Не секрет, что на границе перестройки, когда цены на фотоматериалы стали взлетать в заоблачную высь, многие фотохудожники успели затовариться старыми советскими материалами и используют их по сей день. Но любой вещи положен свой предел. И вот свемовская пленка 67 года стала давать совсем уж неприличный муар. Для ответственных работ ее использовать было не возможно, а вот для экспериментов, да так чтобы еще скрыть явный брак материала... Так и родился новый стиль. Стиль внешне легкий, требующий путешествий и прогулок с фотоаппаратом. Собственно началось все с родного Петербурга (Андрей снимал город много и сделал несколько оригинальных авторских серий), а потом взял с собой аппарат в Варшаву (и позже сделал там выставку), потом в Амстердам, в Стокгольм, в Вашингтон, в Нью-Йорк... Снятые с помощью одного приема серии отличаются настроением, временем, стилистикой, способом повествования. Да и городской ландшафт, безусловно, диктует основной строй каждой серии, поскольку Андрей снимает именно город и попадающие в кадр люди являются лишь частью архитектурного пейзажа. В то же время, отвергая обвинения в "компьютерности" (авторские принты этой серии чем-то напоминают работу со "слоями" в Photoshop) он настаивает на магии и непредсказуемости результата говоря, что никогда не запоминает предыдущей съемки, накладывая новый слой "как бог на душу положит". Это конечно красиво, но не совсем объективно, поскольку профессиональный глаз фотографа из всего увиденного тут же лепит композицию и все части мозаики заведомо ложатся туда куда надо. Но именно эта способность взгляда автоматически выстраивающего композицию "на угол", "по низу", "по центру" и т. д. в конечном счете, создает общую ноту звучания и вновь возвращает к фотографии как способности зрения. Вот так мы ездим по миру и смотрим и смотрим...
 

М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1