М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4

ХОРОШЕЙ КАРТИНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО

Анна Матвеева

Если Олег Хвостов хоть как-то известен в Питере, Олег Хвостов. Автопортреты. Галерея "Арт-Коллегия"то известен тем, что пишет принципиально одно и то же. А именно автопортреты (хотя есть и пейзажи, и прочая сюжетика, торговой маркой Хвостова является автопортрет). В сущности, они идентичны: варьируются размеры, колорит, чуть-чуть формат (полный рост или лицо анфас, очень редко в три четверти), что при количестве работ в несколько сотен можно считать несущественными частностями. Выставляются в данном случае две вещи - идентичность и количество, напрочь затмевающее собою индивидуальность каждой работы в отдельности. На них и делается ставка.

Первая и единственная уверенность, сразу возникающая в отношении картин Хвостова - что произведением являются не отдельные холсты, а все вместе: вся бесконечная куча автопортретов в совокупности. Эта совокупность может быть как минимум пространственной (серия работ), а как максимум - еще и временной (весь их корпус). Позволю себе назвать это метапроизведение "Большим Автопортретом", и далее речь пойдет о нем - единственной и по определению неоконченной работе. (Правда, сам Хвостов утверждает прямо противоположные вещи, заявляет, что в живописи его не интересует ничто, кроме живописи, мелких нюансов каждой отдельной работы, не признает себя актуальным художником и, возможно, будет обижен этой статьей).

Заметим сразу: Большой Автопортрет Хвостова - это нечто бесконечное, но никак не тотальное. Не тотальное хотя бы потому, что дабы получить адекватное представление о нем, вовсе не обязательно видеть все до единого портреты в одном месте. Достаточно их произвольного набора (серия), а в пределе хватит и двух (как, например, на августовских "Диалогах" в Манеже Хвостов выставил два почти идентичных автопортрета в полный рост). Демонстративное отсутствие претензий на тотальность выражается еще и в аскетической "зацикленности" художника на одном предмете. Подобная аскеза уже имеет свою небольшую историю: бесконечные цифры Опалки, бесконечные полосы Бюрена. Она, кстати, противоречит не только проекту модерна, но и идеалу миметичности искусства (охватить живописью весь мир). Тотально здесь другое: маниакальная захваченность автора, бешеная инвестиция себя в один-единственный предмет, одна, но пламенная страсть. Эта страсть высоко оценивается (как это случилось с тем же Опалкой - пиши он помимо своих бесконечных чисел что-либо еще, это "что-либо" вряд ли приковало бы к себе такое пристальное внимание, как его ряды неуклонно растущих с годами чисел, да и сама его "числовая живопись" была бы скомпрометирована, если бы чистота проекта была нарушена какими-нибудь "внебрачными связями", наличием другой живописи).

В разговоре о подобных стратегиях (чисто модернистских, они представляют собою проект модерна, воплощенный в размерности частной жизни и частного творчества) неизбежно возникает соблазн воспользоваться либо религиозной, либо психиатрической терминологией, то есть рассматривать "верность до смерти" одному предмету как одержимость того или иного рода - как подвижничество или как манию. Потому что в европейской культуре, с ее культом развития, прогресса и вообще нового, не может быть рациональных причин бесконечно повторять одно и то же. Соответственно, такое бесконечное повторение провоцирует на поиск причин иррациональных, прячущихся в личном подсознании автора или коллективном бессознательном культуры, к которой он принадлежит, и, в общем, являющихся предметом психоанализа. Однако мне кажется, что вернее и во всяком случае интереснее рассматривать такие явления как сознательно выбранную стратегию. Стратегию вполне успешную как в экономическом, так и в художественном плане. Большой Автопортрет - нескончаемый ряд одинаковых работ - по определению безмерно скучен, это его главное и, думается, преднамеренное качество. В то же время от него трудно оторваться - это подтвердит каждый, кто видел выставку Хвостова в "Навикуле Артис" или вообще любую часть БА, хотя бы в "Полигоне". И здесь с самого начала речь не идет о конкретных холстах в отдельности, их художественном качестве и живописной технике. Если здесь что-то может притягивать, завораживать и настойчиво требовать внимания, то это вложение воли и ее бесконечное повторение, ее постоянная актуализация - бесконечно и навязчиво возобновляющееся вложение себя, сил, времени и явное намерение положить жизнь на нескончаемое производство идентичных по своему содержанию вещей. Эта нагруженность, перегруженность БА энергетическими затратами автора на его создание, поданная здесь в самом наглядном и чистом виде, физически трудно переносимая и не дающая закрыть на нее глаза, и делает подобные стратегии а) притягательными и б) беспроигрышными. Олег Хвостов. Автопортреты. Галерея "Navicula Artis"

М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1