М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4

Невский, Малый и наивный

Елена Невердовская

Галерея "Наив", 9.09.99

Все галереи и творческие центры в городе, как известно, делятся на коммерческие Цыпленков П.Н. "Маняша", начало 50-хи некоммерческие. И те и другие тяготеют к единой оси как к залогу успеха - к Невскому проспекту. Некоторым повезло и они счастливо существуют в подворотнях и подвалах на желанной улице или рядом. И это не элитарная прихоть, а стратегически точный расчет. В связи с этим кажется удивительным, если не сказать, наивным, появление новой галереи на тихой маленькой улице Петроградской стороны - Малом проспекте. Ее название "Наив" говорит о непритязательности и нарочитой эстетической незначительности. Но если бы все так было на самом деле, то открытие галереи вряд ли бы попало на страницы всех более или менее крупных газет с морализаторскими рассуждениями, что наконец и у наивных и никому неизвестных аутсайдеров нашлось свое место. А все дело здесь в психологии.

Куратор галереи Андрей Угаров, чья коллекция примитивной советской живописи 20-50х годов легла в основу экспозиции, психолог, проработавший в Русском музее 15 лет, не производит впечатление наивного ценителя анонимных творений, но знает вещи, недоступные прочим неспециалистам. Например, что людям всегда нужна приманка. И если приманка выгодного расположения или громкого названия использовалась уже сотни раз, то соблазн собственного возвышения за счет чужой малости - это свежее открытие: возвышается здесь зритель - галерея так мала, всего две комнаты, а картины так примитивны и безвкусны. Это во-первых. А во-вторых, игра на интересе к темам, вытесненным из официального, профессионального, классического и актуального искусства в подсознательную область искусства примитивного: сентиментальные младенцы, аллегорические рассуждения о добре и зле, драматургия городского романса, просто красота. Этим готовы наслаждаться придирчивые интеллектуалы, в этом чистом безыскусном пространстве спешат получить духовную пищу простодушные любители возвышенного.

Там, на Невском проспекте, большие амбиции - Музеи Современного искусства, Академии, Артцентры, Сверхкартины и громкие имена, одним словом все, что претендует на историю искусства. Здесь, на Малом проспекте, - Н.Х. (неизвестный художник), частная коллекция и незаметная, неизвестная приватная жизнь. Именно те элементы действительности, которые интеллектуальная и эстетическая цензура не позволяет пронести в большое искусство, потому что там диктует свои условия или хороший вкус, или единый стиль, или тенденции моды, или особенности художественной стратегии. У примитивных, наивных художников, как и у графоманов, нет этих требований, они не стремятся соответствовать запросам рынка, потому что свои картины эти домашние художники рисуют не в расчете на продажу, и не в расчете на критику - эти произведения не имеют никакой цены. А стало быть, они, эти бесценные творения, - могут быть весьма высоко оценены, ведь подобную нетронутую интеллектуальной культурой манеру невозможно подделать, примитивная картина безыскусна, любое подражание ей окажется нарочитым. И в этом коренится отнюдь не наивный интерес возникшей галереи - стать участником существующего в мире рынка примитивного искусства, тем более, что это место до сих пор в Петербурге пустовало.

К тому же, у куратора галереи есть определенная уверенность, что советская примитивная живопись 20-50х годов станет приманкой и для зарубежного зрителя. Что не пройдет европейский или американский знаток и ценитель примитива мимо почти по Джоттовски пластичного "Портрета учительницы" (Н.Х., 1929 год), что жанровые картины послужат иллюстрацией тех особенностей советского быта, о которых умалчивал по идеологическим причинам недавно еще популярный там соцреализм: буржуазная комната с ковриком и монстерой в кадке, курящая женщина, офицер-любовник и муж-фронтовик.

Тем не менее, эти надежды основываются не столько на вере в психологию, сколько на знании собственных возможностей и связей, оставшихся, видимо, еще с Русского Музея. Так Зураб Церетели уже выдал Андрею Угарову доверенность на формирование коллекции Музея Современного Искусства в Петербурге сроком на 2 года, которую они при случае показывают пожарным. Это, впрочем, играет на руку не только галерее, но и, хочется надеяться, будет полезно всему современному искусству Петербурга, поскольку музеев у нас, как известно, не хватает. Если же говорить о коммерческом и некоммерческом, то модель галереи, в которой они работают друг на друга, для города пока нова, хотя имеет большие перспективы и может со временем стать образцом для других.

М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1