М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4

НИКОГДА НЕ ВЕРЬТЕ ХУДОЖНИКУ

Анна Матвеева

Тимур Новиков "Царица неба"
Новая Академия Изящных Искусств, Пушкинская 10, с 24.06

"Царица неба" - серия однотипных коллажей: голографические открытки, изображающие богоматерь, в обрамлении из златотканой парчи - в Петербург привезена как бы для отчетности. Первый показ ее состоялся в Москве, в Айдан-галерее, и был подан прессе как ответ на пресловутое "кощунство" Авдея Тер-Оганяна (тот, напомню, на прошлом "Арт-Манеже" предъявил акцию, в ходе которой порубил топором несколько дешевеньких репродукций православных икон, за что на него заведено уголовное дело и вообще скандал на весь художественный мир). По этой причине в Москве "Царица неба" смотрелась актуально до публицистичности. В Петербурге же она, как и любое искусство, воспринимается, увы, как апелляция к вечности. Отсюда и три возможных интерпретации - с сугубо местной привязкой.

1. Серия "Царица неба" продолжает в современном контексте традицию русской православной эстетики. Работая с модным материалом (репродукциями), Новиков создает новую техногенную иконопись. Церковная парча, облекающая голографические изображения мадонн, играет роль не оклада, а фона иконы (золото в православной иконе всегда представляет божественное присутствие, Фаворский свет, являющийся как бы метафизической средой для событий священной истории); голография с ее иллюзией глубины полностью соответствует требованиям иконописи: роль иконы - служить окном между миром дольним и горним, открывать выход в пространство священного, что в традиционной иконе обозначается знаковым способом, а у Новикова - визуально. Наивность дешевых голограмм граничит с фольклорностью; они настолько общепонятны и "красивы", что отсюда один шаг до целостной эстетики, которая выглядит весьма достойно на фоне всеобщей эклектики, разорванности и моды на художественную "грязь". Вообще эти "народные" картинки всегда обладают неотразимой привлекательностью для интеллектуально искушенного зрителя, который "страшно далек от народа" и воспринимает всякую "народность" с "простотой" как некий эстетический деликатес, а то и как эстетическую отдушину; стоит за ними также и христианская доктрина святой простоты, предостерегающая, что излишние умствования суть соблазн диавольский (в сфере пластических искусств данный соблазн действует самым прямым образом - вытесняет из упомянутой сферы такой компонент, как красота). Итак, "Царица неба" Тимура Новикова выполняет дидактическую и назидательную роль, обращая зрителя к вечным ценностям православной духовности и непосредственной красоты, а сам Новиков последовательно расширяет круг актуальных для российского искусства эстетик.

2. Серия "Царица неба" имеет меньше всего отношения к православию. Ее цель - эстетизация китча, и эта цель определяет выбор средств: цветные открытки с изображением богородицы в голографическом сиянии и, как правило, в цветочках. Шаг почти беспроигрышный: всевозможное "недоискусство" - от детского рисунка и комиксов до рекламных картинок и кустарных поделок - в художественной моде как минимум с поп-арта, и в ближайшем будущем это положение меняться не собирается. Таким образом, "Царица неба" существует в пространстве культурной экономики, еще раз прокручивая один из самых прямых ее ходов - валоризацию заведомо "мусорной" вещи путем придания ей художественного статуса (при этом нередко чем большая дешевка служит исходным материалом, тем более ценен и соблазнителен оказывается конечный продукт), а автор серии вполне общепринятым образом подтверждает статус художника как носителя власти - обладателя права манипулировать значениями и ценностями.

3. Серию "Царица неба" следует рассматривать не столько как художественное произведение, сколько как очередной политический шаг. Примерно в 1996г. Новиков предпринял попытку реформировать неоакадемизм, изжив из него декадентскую суперутонченность, и развернуть новый крупномасштабный проект, работающий с темой русского православия, то есть переместить точку художественной сборки с красы телесной на строгость и чистоту духовную. Этот проект - сам по себе всецело перспективный - по каким-то причинам остался на периферии художественных действий и по сей день мелькает на ней то там, то сям. Хотя будь в него вложено хотя бы вдвое больше художественных и политических инвестиций, мы сейчас имели бы плюс одно высоковольтное арт-пространство - эротизма и магической притягательности и в технике, и в фигуре Новикова хоть отбавляй. Может быть, и для самого автора это пространство явило бы альтернативу неоакадемическому проекту, который при всех своих достоинствах уже на тот момент исчерпал свои возможности и продолжал по инерции воспроизводить сам себя. Однако борьба с собственным творением как-то нерешительно продолжается до сих пор, пребывая по преимуществу в состоянии "раунд отложен".

Три версии, по сути дела противоположные, различаются прежде всего точкой зрения - дистанцией, которую приходится поддерживать по отношению ко всякому событию, и степенью недоверия к художнику - недоверия, которое лежит в основе критики. Иначе говоря, их различает статус предполагаемого заказчика - а задача критика может быть сформулирована как поиск этой инстанции заказа, на которую работает или мог бы успешно работать художник, и можно даже без особого труда предположить, какая версия чей глаз порадует. На месте заказчика, "нанявшего" и художника, и интерпретатора, может стоять общество с его злобой дня; конвенция, которой для художника является актуальный худ. процесс, а для критика - общее пространство теории искусства; наконец, сам проект художника как попытка создания идеологии. Но если Новая Академия как идеология с успехом занимается самообслуживанием, то конвенция диктует свои законы, из которых первый - никогда не верить художнику. Художник всегда себе на уме; часто он интересен не столько тем, что предъявлено как продукт, сколько тем, что заявлено как стратегия, и чем больше в нем этого стратегического запаса, тем выше интерес к нему. Позиция чисто модернистская, но работает до сих пор безотказно.

Что же касается социального заказа "на православие", то в этом плане Новую Академию оставил далеко позади развернувшийся примерно в то же время проект правительства города Москвы. Он прекрасен тем, что авторы вовсе не считали себя художниками и искренне не ведали, что творили, расписывая город славянской вязью, возводя объекты типа храма Христа Спасителя и на каждом открытии чего бы то ни было представляя перформансы с участием патриарха Московского и Всея Руси. Полнота, целостность и прочая художественная сладость данного проекта заметна только стороннему взгляду. Такого заказа и такого размаха в его исполнении остается пожелать и Новой Академии.




М А К С И М К А 1 9 9 9 № 4
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1