М А К С И М К А № 5

Ольга Егорова и Дмитрий Виленский
Проект „Мания Игоря"

О Авторе. Этот проект сделан на основе случайно найденного в Петербурге фотоархива, датируемого приблизительно концом 60-х годов.
К сожалению, о его авторе Игоре Вихореве, умершем от глубокого пьянства в начале 90-х годов, сохранилось очень мало сведений.
Свободный и независимый, работавший только время от времени он за свою жизнь сменил невероятное количество мест работы (был моряком, типографом, работал в цирке). Он был странным образом, как следует из нескольких апокрифов, очень уважаемым человеком в своем районе (по крайней мере у пивного ларька) и любил женщин.
Мы знаем, что он никогда не был ни фотографом, ни художником. Однако его страсть к женщинам оказалась им выражена в целой серии художественных работ, совершено неожиданных для советского искусства его времени, и лишь сегодня обретающих своё значение и контекст.

Символ порабощения. Среди его семейного и вполне традиционного архива была нами обнаружена серия фотоколлажей на которых женщины (большей частью одна модель) смонтированы (или же просто сфотографированы) верхом на всевозможных объектах. На некоторых других коллажах они запечатлены в торжествующих позах, демонстрирующих свою откровенную агрессивность и власть.
Особенно интересно отметить, что всё это происходит на странном фоне воображаемого заграничного роскошного задника и роль женщины в этих коллажах во многом формально пародирует роль западного империалиста, угнетающего и порабощающего всё живое в популярных политических советских карикатурах своего времени.

Зимние сцены. Подобная одержимость могла бы остаться забавным случаем мании аутсайдера, если бы затем не были обнаружена серия подлинной фотодокументации странных действии, совершенных (как удалось идентифицировать) Игорем в компании своей жены и её подруги. Речь идет о серии на первый взгляд совершенно странных фотографии, на которых изображена женщина в серии разнообразных попыток пытается оседлать мужчину. Интригующий эротизм этих смешных картинок усиливается за счет поигрывания этих незатейливых ситуаций на фоне традиционного деревенского русского зимнего антуража - много снега, поленицы дров, забор, зимние шапки и толстые распахнутые пальто, сквозь которые мелькают незатейливые чулки и пояс.

Воплощение утопии. Эти „перформансы", как бы пародирующие (или провоцирующие) эротическую власть женщины, стремятся как бы воплотить в реальности воображаемый мир западного шикарного соблазна и порабощения, уже разработанного автором в серии своих коллажах. Таким образом происходит выявление типичной ситуации из русской истории: построение (выдумывание) Запада, из подручных средств, и брутальная попытка воплощения западной утопии. При этом оригинальность архива состоит в том, что чуть ли не впервые в русской визуальной культуре всё это продемонстрировано на откровенно эротическом материале, вступающим в провокативный диалог с политическим и историческим контекстом русской жизни.

Комментарий Ольги:
Игорь Вихорев был одержим идеей о великой власти женщины. Она должна была занять подобающее ей место - место королевы в прекрасном саду. В этом саду она восседает на троне, в качестве которого выступает раб, слон, забор, рикша, всё, что угодно. Она - торжествующая и властная правит сидя верхом. Игорь хотел чего-то страшного и прекрасного. Он хотел боли и восторга. Он хотел быть рабом такой женщины. Игорь хотел быть порабощенным, но так, чтобы ему взамен открылись все восторги любви.

Комментарий Димы и Ольги:
Для нас возможность и внутренняя необходимость работать с этим материалом была прежде всего продиктована нашим интересом к странным формам „творчества", которые возникают не из желания быть в искусстве, а происходят из внутреннего стремления к самовыражению. Нам дорого и близко в фотографиях Игоря Вихорева его стремление к демонстрации маниакальной страсти, которая способна ускользать из под строго надзора любой системы контроля и интерпретаций, их чистая потенциальность и обращенность в будущее.
В этом плане этот проект является развитием основной темы актуального искусства Петербурга, наиболее точно сформулированной Андреем Хлобыстиным как „Искусство не (для) искусства". (см. Каталог „Метафоры отрешения").

Проект состоялся 6 мая - 4 июня 2000 в фотогалерее Palais Jalta, Франкфурт-на-Майне

М А К С И М К А № 5