М А К С И М К А № 5

БЫСТРО И НЕ БОЛЬНО
Анна Матвеева

Вообще-то черно-белый "Максимка" - не лучшее место для публикации фотографий Олега Шагапова. Их нужно смотреть обязательно в цвете, а лучше всего, конечно, в оригинале. "Фирменная" визуальность Шагапова - предельно яркий, форсированный, бьющий в глаза цвет и несколько размытое изображение: возникает ощущение, что эти картинки схвачены в движении, на очень большой скорости. Они очень динамичны - снимки напоминают скорее "продолжающее мгновение" кино или даже действующее на безумной скорости клиповое видео, чем "останавливающее мгновение" фото. В этом смысле фотографии Шагапова абсолютно выбиваются из питерской фототрадиции - статичной, романтично-аскетичной, предполагающей медленное созерцание и поэтому убирающей из своего языка все "лишнее", все, что может "застить глаз": цвет, движение, всевозможный фоновый шум.

Темы Шагапова - это визуальная составляющая жизненного мира молодого горожанина рубежа XX - XXI веков: люди, улицы, клубы: все, что полно напряжения. Оно бьет ключом: любой портрет, фотография лица - это готовая, но не совсем ясная история, в любом содержится некая подспудная драма. Она не вытаскивается наружу, не рассказывается, но это и не нужно: у Шагапова действует не повествование, а его возможность. Конец ХХ века живет на такой скорости, когда сама временная размерность, в которой можно было бы следить за развитием событий, отменена: на это не остается времени. Действуют маленькие дискретные выбросы, некие моментальные знаки: здесь, в этой точке, может иметь место то или иное событие, здесь может возникнуть то или иное чувство - и эти знаки считываются полностью, с успехом заменяя полное и последовательное проживания события и/или чувства. Они моментально репрезентируются и так же моментально потребляются. Поэтому все происходит очень быстро. Как укол. И поэтому, не испытав погружения в предлагаемую драму, не прожив ее от начала до конца, зритель все же получает ее опыт. Ему не больно. Но событие боли с ним уже случилось.

М А К С И М К А № 5