М А К С И М К А № 5

УТРОМ В ГАЗЕТЕ - ВЕЧЕРОМ В КЛОЗЕТЕ
Анна Матвеева

Лозунг "утром в газете - вечером в куплете" набирает актуальность на питерской арт-сцене. Художники мало-помалу начинают считать происходящее вокруг своим личным делом. Вот и товарищество "Новые тупые" сочло своим долгом отреагировать на сложившуюся ситуацию. В Музее нонконформистского искусства на Пушкинской 10 Тупые устроили свою десятую - юбилейную - туалетную выставку.
Уже стало своего рода традицией (она в большой мере обязана своим возникновением Валерию Савчуку, утвердившему в своих критических текстах именно такое рассмотрение творческой деятельности Новых тупых) рассматривать стратегию Товарищества как некую абсолютную отвязанность, ускользание от социальной, актуальной и прочей злободневной ангажированности посредством сползания в тупость повседневной жизни. Мини-выставки в туалетах, которые Тупые проводят уже много лет, такому объяснению до поры до времени вполне соответствовали - они были по большей части романтичны, нежны и очень персональны. Восьмая, например, туалетная выставка (туалет галереи "Борей", ноябрь 1999), осуществленная Сергеем Спирихиным, источником вдохновения имела поездку Спирихина в Ташкент (выставка была сделана сразу после возвращения художника в Петербург) и представляла собою расположенные на трубе над унитазом маленький пейзажик с изображением, если не ошибаюсь, освещенной луной степи и кусок лепешки (лаваш? чурек?) в форме полумесяца. Все вместе составляло тонкую задушевную картину, еще более трогательную на фоне осклизлого кафеля и труб - такой восточный цветок среди бездушных стен. На этот, десятый, раз все гораздо радикальнее. В середине апреля художественная общественность города находилась в состоянии крайнего эротического подъема: в Петербург приехал крупнейший московский галерист Марат Гельман, начиналась подготовка фестиваля "Неофициальная столица", никто пока не понимал, что это нам несет, но появление богатого купца - а Гельман воспринимался прежде всего как покупатель - вызвало бурный энтузиазм у одних, столь же бурное отторжение у других, равнодушным же не оставило, кажется, никого. На этом взбудораженном фоне Новые тупые и осуществили свою акцию. Выставка лаконична до предела: в туалете Музея нонконфомистского искусства, аккурат напротив входа, Тупые закрепили плакат, гласящий крупным шрифтом:

ИДИТЕ В ЖОПУ
ЛЮБИТЕЛИ ИСКУССТВА

Фраза хороша, и место выбрано точно. Пожалуй, это действительно самая достойная реакция на всеобщий ажиотаж. Впрочем, экстремизм, как это с ним часто случается, вскоре становится достоянием широкой общественности. В момент открытия выставки вышеприведенная фраза была остра и радикальна донельзя. Сейчас, через месяц активной деятельности Марата Гельмана в Питере, она стала крылатой среди местных художников, кураторов и критиков.
Остается надеяться только на то, что место выставки - музей на Пушкинской - не даст угаснуть пафосу Тупых. Гельман или не Гельман - в музее любители искусства не переводятся.

М А К С И М К А № 5