УТРОМ В ГАЗЕТЕ - ВЕЧЕРОМ
В КЛОЗЕТЕ
Анна Матвеева
Лозунг "утром в газете
- вечером в куплете" набирает актуальность на питерской арт-сцене. Художники
мало-помалу начинают считать происходящее вокруг своим личным делом. Вот и товарищество
"Новые тупые" сочло своим долгом отреагировать на сложившуюся ситуацию. В Музее
нонконформистского искусства на Пушкинской 10 Тупые устроили свою десятую -
юбилейную - туалетную выставку.
Уже стало своего рода традицией (она в большой мере обязана своим возникновением
Валерию Савчуку, утвердившему в своих критических текстах именно такое рассмотрение
творческой деятельности Новых тупых) рассматривать стратегию Товарищества как
некую абсолютную отвязанность, ускользание от социальной, актуальной и прочей
злободневной ангажированности посредством сползания в тупость повседневной жизни.
Мини-выставки в туалетах, которые Тупые проводят уже много лет, такому объяснению
до поры до времени вполне соответствовали - они были по большей части романтичны,
нежны и очень персональны. Восьмая, например, туалетная выставка (туалет галереи
"Борей", ноябрь 1999), осуществленная Сергеем Спирихиным, источником вдохновения
имела поездку Спирихина в Ташкент (выставка была сделана сразу после возвращения
художника в Петербург) и представляла собою расположенные на трубе над унитазом
маленький пейзажик с изображением, если не ошибаюсь, освещенной луной степи
и кусок лепешки (лаваш? чурек?) в форме полумесяца. Все вместе составляло тонкую
задушевную картину, еще более трогательную на фоне осклизлого кафеля и труб
- такой восточный цветок среди бездушных стен. На этот, десятый, раз все гораздо
радикальнее. В середине апреля художественная общественность города находилась
в состоянии крайнего эротического подъема: в Петербург приехал крупнейший московский
галерист Марат Гельман, начиналась подготовка фестиваля "Неофициальная столица",
никто пока не понимал, что это нам несет, но появление богатого купца - а Гельман
воспринимался прежде всего как покупатель - вызвало бурный энтузиазм у одних,
столь же бурное отторжение у других, равнодушным же не оставило, кажется, никого.
На этом взбудораженном фоне Новые тупые и осуществили свою акцию. Выставка лаконична
до предела: в туалете Музея нонконфомистского искусства, аккурат напротив входа,
Тупые закрепили плакат, гласящий крупным шрифтом:
ИДИТЕ
В ЖОПУ
ЛЮБИТЕЛИ ИСКУССТВА
Фраза хороша, и место выбрано
точно. Пожалуй, это действительно самая достойная реакция на всеобщий ажиотаж.
Впрочем, экстремизм, как это с ним часто случается, вскоре становится достоянием
широкой общественности. В момент открытия выставки вышеприведенная фраза была
остра и радикальна донельзя. Сейчас, через месяц активной деятельности Марата
Гельмана в Питере, она стала крылатой среди местных художников, кураторов и
критиков.
Остается надеяться только на то, что место выставки - музей на Пушкинской -
не даст угаснуть пафосу Тупых. Гельман или не Гельман - в музее любители искусства
не переводятся.