из пятого номера

Бивис и Батт-Хэд нашли пулемет...
Лиза Морозова

Выставка Антона Литвина «Осторожно, дети или Бивис и Батт-Хэд уже здесь». В галерее Escape

ЛИТВИН – высокий, худой, с торчащими во все стороны крашеными волосами и с бородкой-эспаньолкой, легкий в общении арт-директор солидного рекламного агентства. Отслужил в армии, закончил Финансовый институт, поработал в банке. Вдруг начал рисовать, потом делать акции.
Общеизвестно, что в начале 90-х Бренер начинал свою радикальную деятельность в составе «Группы без названия». Но мало кто знает, что идею первой акции про Мао предложил именно Литвин. Соответственно с его подачи возникла и эта группа, прошли знаменитые акции в McDonalds – с облизыванием Бренера («Языки»), еще более скандальная – в Пушкинском музее («Плагиат»). Скоро Литвин и Бренер разошлись. Антон начал работать самостоятельно. Больше всего шума наделали его «миссионерские» акции – вывешивание в Страстную Пятницу в центре Москвы транспаранта с надписью «Распни его!», затрудняющего движение машин и пешеходов, и Fashion (стояние в позе манекена в витрине модного магазина с табличками – перефразированными цитатами из Нагорной проповеди: «Хочу жаждать правды, но обманываю не только других, но и себя», «Хочу быть нищим духом, но не понимаю, что это значит»). Неудача с экспонированием документов акции «Ты мне соблазн!» (граффити на городских стенах – цитаты из Писания), привела его к вполне успешной трехлетней «рекламной» паузе. Которая, впрочем, благополучно завершилась.
Новая экспозиция Литвина в Escape – дорожные знаки «Осторожно, дети» на майках и конфетах. Лента с красными полосами, предупреждающая о ведущихся на дорогах ремонтных работах – на полу. Как рамка.
Три объекта: 1) железная дорога: паровозик, проезжающий сквозь огромную резиновую вагину; 2) волосатый обезъян, злорадно ухмыляющийся и с радостными воплями гасящий свет в детской; 3) троянский конь – деревянная лошадка-качалка, в чреве которой маленькие игрушечные человечки могут от всего этого безобразия укрыться.
Плюс аккуратный видеоряд: явно спятившие и не похожие на себя Хрюша со Степашкой, вдруг заговорившие голосами Бивиса и Батт-Хэда, путешествуют (а точнее – победно шествуют) по Москве. Смешанная – одновременно смешная, страшная и странная эстетика магазина игрушек, секс-шопа, компьютерных игр (Doom), культового кино, масс-медийных клише и черт-те чего еще.
Налицо, как совершенно справедливо говорится в каталоге, «галлюцинаторный мир детского подсознания» – сплав жутковатых и завораживающих эротических фантазий, страхов, снов «диких, но симпатишных». А также «самоидентификация нового поколения в постидеологическом пространстве».
Вспоминается черный юмор страшилок и детского фольклора, бытовавший в советские времена. «Дети в подвале играли в Гестапо...» или «Маленький мальчик нашел пулемет...». Может быть, сегодня они были бы чем-то похожи на незабываемых Бивиса и Батт-Хэда. (Так и слышится: «Приколись, пельмень, тут про нас написано. Мы, типа, «уже здесь» и все такое».)




www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1