из пятого номера

Плагиат - болезнь
грязных рук

Андрон Калашников

Различать «мое» и «не мое» ребенок начинает в возрасте 2-3 лет. Только до понимания «собственности» дорастают не все. Вместо этого чаще получается: мое – это то, что плохо лежит. А уж если лежит хорошо, общедоступно, значит, можно и присвоить. Закон об авторском праве появился у нас только в 1993 году. Интернет – в начале 90-х. Ну, долго мы учимся уважать чужие права, вот такие мы медлительные. Только воровство этим оправдать нельзя. АНДРОН КАЛАШНИКОВ выступает в защиту прав он-лайновых авторов.

ПЛАГИАТ – незаживающая рана на теле журналистики. Происхождение этой раны ни у кого не вызывает сомнений: пренебрежение правилами элементарной гигиены. Вместо того, чтобы бегать по городам и весям, собирать полезную для общества информацию, корреспонденты некоторых изданий посредством сидячего образа жизни и чтения материалов коллег наживают массу болезненных неприятностей. А вместо того, чтобы этот вредный для здоровья образ жизни поменять на полезный, – расчесывают неприятности, нанося раны организму... Ну, это так, аллегория. На сам деле все грустно. Кипит работа в ежедневной «Комсомольской правде». Есть первая полоса, а иллюстрации – нет. И головы, чтобы ее придумать, уже нет. Конец дня – номер в печать сдается. Но есть палочка-выручалочка. Интернет, сайт «Анекдоты из России» (anekdot.ru). Отдел иллюстраций – туда. И хватает с пылу, с жару рисунок художника из Торонто Олега Шварцбурга «Поди туда, не знаю куда...» (Это про ситуацию, когда Ельцин назначил Черномырдина полномочным по Югославии.) Выходит карикатура без подписи автора, без ссылки на сетевой ресурс, без ничего. Но и тут своя палочка-выручалочка есть. На этот раз уже для обиженного хозяина сайта anekdot.ru Димы Вернера – «Доска Позора» (www.ezhe.ru/hash), куда жалуются хозяева пострадавших от плагиата сетевых ресурсов. И Вернер пожаловался. Секретарь «Доски Позора» по связям с офф-лайновыми (т.е. обычными, не сетевыми изданиями) позвонил в «Комсомолку» и услышал довольно оригинальную концепцию:
– Вы понимаете, – сказал один из иллюстраторов, – Интернет – такое место, куда все сваливается и оттуда может каждый брать, что хочет.
– Да, но у того, что сваливается, есть владелец, – напомнил секретарь.
– Это кто же? – недоуменно поинтересовались в «Комсомолке»
. – Художник и хозяин сайта.
– Ну, – замялись на другом конце провода, – с художником мы свяжемся. А с так называемым хозяином этого сайта!.. – в голосе иллюстратора обнаружилась брезгливость, – мы и разговаривать не станем!
К чести «Комсомолки» надо заметить, что через пару дней газета все же поддалась на увещевания своего питерского корреспондента, секретаря «Доски Позора» и самого Шварцбурга, который добил редакцию историей с газетой «Вашингтон Пост». Американцы тоже без спроса позаимствовали работу художника, но быстро извинились и заплатили гонорар.
Благополучно разрешилось дело и с газетой «Труд», перепечатавшей на первой полосе карту боев в Чечне из материалов информационного сервера Park.Ru. Теперь «Труд» получает карты Park.Ru с разрешением гораздо более подходящим, нежели те, что получаются при воровстве из Интернета. А газета публикует их с чистой совестью и со ссылкой на автора. И газете полезно, и сайту – реклама.
Но происходят случаи и с совершенно другой клиникой. В пору скандала Клинтон-Левински информационный портал List.Ru опубликовал результаты обширного исследования под названием «Билл Клинтон: все женщины президента», где подробно расписывалась ситуация с амурными делами американского президента. Спустя несколько дней газета «Вечерняя Москва» опубликовала ту же статью (с незначительной редактурой) под названием «Клинтониада. Последний акт» и за подписью Сергея Гринцова.
Звонки и письменные обращения в редакцию ничего не дали. Заместитель главного редактора «Вечерки» Владимир Лебедев обещал разобраться. «Я должен поговорить с автором», – каждый раз повторял Лебедев, но никак не мог исполнить свой долг. Гринцов болел и никак не выздоравливал. Так и позорится в сети «Вечерняя Москва» в качестве Злодея, не удосужившись извиниться. Похоже, что та же судьба ждет «Новую Газету», на которую поступила жалоба от редактора уже упомянутого сайта Park.Ru, где недавно была объявлена акция «Могила неизвестного солдата – позор нации» и опубликованы еще не видевшие свет списки погибших во время войны, идущей на Северном Кавказе. «НоГа», ничтоже сумняшеся, переписав слегка редакционную статью Park.Ru, выдала ее за публицистический труд своего внештатного сотрудника Дмитрия Пономарева «Страна неизвестных солдат».
– Я поговорил с автором и выяснил, что он пользовался не только вашим сайтом, – заявил редактор отдела информации «НоГи» Алишер Муртазаев в разговоре с шеф-редатором Park.Ru Рубеном Макаровым, – он использовал и Интерфакс, и ТАСС. Вы что же думаете, что вы одни пишете о Чечне?
– Нет, – ответил Макаров, – я думаю о другом. Слишком много совпадений в этих двух заметках.
– Вы что же, не понимаете, что сейчас все так работают? – с уже знакомой нам брезгливостью в голосе возмутился г-н Муртазаев. – Мы же с вами находимся в одном информационном вакууме!
Воруют у своих коллег из Интернета почти все, от небольших изданий – до крупных информационных монстров вроде «Известий» и «Коммерсанта». Редактор «НоГи», сам того не подозревая, коснулся корня проблемы. Интернет чудовищно упростил поиск информации. Журналисту теперь не нужно рыть носом землю ради «эксклюзива». Щелкнул мышкой, выделил нужный текст, скопировал в Ворд, поменял для понта заголовок и подпись – и редактору. Ему ж все равно, что править.




www.reklama.ru. The Banner Network.