из пятого номера

Золушка по-ассирийски
Юлия Бедерова

В ЭТОТ уикэнд культурная ация "В поисках золушки" прошла почти в двадцати городах. Среди прочих – в Челябинске. Строго выстроенная по трем дням программа показала все современное искусство города – арт-день с рок-вечером, театральный день с поэтическим вечером и напоследок абсолютно музыкальный день в зале органной и камерной музыки. Показалось, что актуальная культура в Челябинске поразительно сильно гармонирует с образом жизни города. Этот город потрясает, когда видишь его издалека – громады труб и тихое, уверенное, бесконечное истекание черного дыма в ясное небо над белым снегом. Я впервые увидела радужные разводы в воздухе без малейших признаков дождя. Невероятной красоты пятна в небе – это от выбросов промышленных производств. Эдакое специфическое городское очарование.
Так же сильна и красива в городе современная культура. Своего рода выбросы, разъедающие избитость. Это в меньшей степени чувствовалось в театральных проектах – тут все спокойно, современно танцевально, с непременной концептуальной ноткой. Этого ощущения совсем не было на концерте трио "Клартэ" с Хачатуряном, Корчмаром и Стравинским (все – в очень приблизительном исполнении) и органиста Владимира Хомякова с Губайдулиной, Пяртом, Прокофьевым и пр. Но эти ассоциации возникали и на волшебном спектакле театра "Белый козел", где куклы реально сгорают, а пожар вдруг делается кукольным, и даже на поэтическом вечере, где почти все, что читалось, звучало неким всеобщим и вялым верлибром, вытекающим из современной поэзии, словно те сонные заводские дымы. А самое сильное чувство, подобное восторгу при виде радужных ядов, можно было испытать в музее природы Южного Урала, где в компании со звериными чучелами и приколотыми к стенкам бабочками обосновалось челябинское визуальное искусство – Александр Данилов, Евгений Демченко, Сергей Жатков и другие (экспозиция "Живое и Мертвое"). Чудаческие объекты Демченко – трогательные и нервные выкрутасы из проволоки ("робот-малыш"), железные собаки, белый медведь (комья матрасной ваты), кусок фольги с моторчиком – громадный мир мелочей, очень особый, не вполне проявленный и страшно эмоциональный. Мир даже не параллельный, а существующий в намеке материала. Им же – намеком, глюком паралона и железки – почти исчерпывающийся. Форма спонтанна, поэтому на редкость жива. Распиленная раскладушка живее музейной чучелы. И мирное сосуществование живости с мертвостью в экспозиции при всей очевидной иронии завораживает всерьез. Собственно, в том же духе – между иронией и кошмаром – можно было интерпретировать выставочный проект Льва Гутовского "СПС-Склад" (помещение, принадлежащее местному гостиному двору, именно так в действительности и называется). Инсталляция "Пространство с двумя могилами и ассирийской собакой" – кошмар и красота памяти одного из участников "Нового художественного ансамбля" Александра Сохи. В другом крыле – пространство с кино- и видео-инсталляциями, призраком бара (вас встречает ласковый плоский монстр Носферату в человечью величину) и стеной из подсвеченных банок с кукольной расчлененкой внутри. Великолепное – в берлинском духе – место современного искусства. Финал челябинских "Героев" – программа "Нового художественного ансамбля", экстраординарного коллектива, от которого исходит едва ли не 90% всей городской креативности. "НХА" работает с живым звуком и компьютерными технологиями на европейском уровне. Но это настолько далеко от прохладной, мастеровитой и светской "европейскости", что страшно. Сэмплы из Фелдмана растворены до неузнаваемости, из электронного холода катастрофой лезет Массне, преднамеренный, на грани фола, пафос топит интеллектуальную изощренность структур в слезах. Изысканный звук слезы вымораживает. Звуковые конструкции "НХА" одновременно ослепительно утонченны и вызывающе бестактны. Эффект – завороженность или жуткое раздражение. То же, впрочем, вызывают и разноцветные воздушные яды.




www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1