из седьмого номера

Художник доит бульдогов
Шабуров

Воссоединение «Риджины» и Кулика

ПОСЛЕ пятилетнего перерыва выставкой Олега Кулика «Русское» возобновила выставочную деятельность легендарная галерея «Риджина» (расположившаяся теперь по адресу Тверская-Ямская, 22). История их недолгого, но незабываемого сотрудничества такова. Первоначальный Кулик родился в 1961 г. и возжелал стать романистом, но вскоре переметнулся в скульпторы и оттого в 87-м году приехал из Киева в Москву к скульптору-соцартисту Б. Орлову с полным рюкзаком бронзовых статуэток а-ля Архипенко.
Первоначальная галерея «Риджина», организованная в 1990 г. бизнесменом Владимиром Овчаренко (разделявшим распространенное представление той поры, что искусство станет доходным делом, да и мало ли чего), провела первую выставку в церквушке у метро «Арбатская», в которой – по слухам – венчались Пушкин и Н.Н. Гончарова, а затем переместилась на Преображенскую площадь в здание, где (как вспоминают очевидцы) постоянно толклась очередь старушек, желавших приобрести стиральные машины «Вятка-автомат». Именно там впервые «Риджина» встретилась с молодым художником Куликом, который принялся воплощать здесь свои оголтелые кураторские идеи: что произведения художников-де – всего лишь рабочий материал, требующий насилия над собой – развешивал по стенам только понравившиеся ему картины, а непонравившиеся сваливал в кучу; заклал поросенка; возил на тележках картины О. Голосия или содержал очередную экспозицию на руках солдат срочной службы («Искусство из первых рук», 1992). Новое здание галереи (на Мясницкой) было оборудовано по последнему слову техники, дабы воплощать самые сумасшедшие куликовские затеи – ее, например, можно было целиком заполнить водой, превратив в выставочный аквариум, однако этому помешала трагическая размолвка.
В 1994 г. Кулик начал сольную карьеру аллегорической бешеной собаки – России на баррикадах, заняв одну из немногих отпущенных россиянам квот на рынке современного искусства: покусал сотрудницу Русского музея М. Бессонову (которая не желает с ним якшаться до сих пор), основал Партию животных, бодался с Европой, совокуплялся с собаками и лошадьми («Вглубь России», 1994), ну и т.п. А про «Риджину» все забыли.
И вот спустя 5 лет Кулик и «Риджина» снова встретились. Нынешний их совместный проект «Русское» – серия компьютерных постеров, как уверяют устроители, совсем не русского, а программно коммерческого качества, которое Кулик осваивает как жанр. Русская символика (березка-матрешка-балалайка) представлена на них набором распространенных штампов – Храмом Христа Спасителя, Мавзолеем, Библиотекой им. Ленина и бесконечными просторами, на фоне которых художник доит бульдогов, венчается с дамой (тоже с собачкой) и с красным знаменем в руках зовет нас к заснеженному горизонту. На черно-белых фотографиях присутствуют только цвета триколора – красный, белый и синий – и обильная позолота.
Новый куликовский проект «Русское» посвящен Льву Толстому, а потому все постеры насквозь литературны, пронизаны откровенным морализаторством, черным юмором и неизбывным российским холодом.




www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1