И Н Ф О К Р А Т И Я
Или конец отчужденного труда



Сергей Кузнецов
[email protected], Сетевой журналист

Родился в 1966 году.
Образование - высшее. МГУ, факультет химии.
Журналист, переводчик
Живет в Москве.

Окончив химический факультет МГУ с красным дипломом, Сергей Кузнецов проработал в институте физхимии Академии Наук два года и даже почти написал диссертацию. Затем это ему надоело и он занялся тем чем хотелось, а хотелось ему заниматься филологией и семиотикой. Результатом этих занятий стало около десятка статей и большая работа о поэтике Иосифа Бродского, так до сих пор и не опубликованная полностью

Занятия семиотикой логично подвели Кузнецова к тому, что называется в России "культурологией" - он стал писать аналитические статьи и эссе в "толстые" журналы ("Иностранная Литература", "Художественный Журнал", "Знамя"). В начале девяностых он довольно много занимался постмодернизмом, успел застать период, когда это слово имело хоть какой-то смысл и прочесть об этом смысле курс лекций в РГГУ.

Три года назад постепенно отдиффундировал в сторону журналов менее серьезных - типа "Итогов", откуда уже рукой подать было до "КоммерсантЪа" и "Сегодня". Оказалось, однако, что в эти издания куда приятнее писать про кино - чем Кузнецов и занимается до сих. Хорошая общекультурная база, "нажитая" отчасти в ходе семиотических штудий, неплохое знание современного искусства и развитое чувство стиля помогли ему приобрести авторитет в мире публицистики. Сергей Кузнецов стал "модным" критиком - его начали приглашать писать для дорогих глянцевых журналов. Пишет он фантастически много - более чем 500 статей написано Кузнецовым за последние годы. Его публикуют молодежные иллюстрированные журналы ("ОМ", "Птюч", "Амадей", "Матадор", "Плэйбой", "Харперс Базаар", "Менс Хелф", "Оффисьель", "Эль", "Вог", "Премьер"), так и ежедневные многотиражные газеты ("Комерсантъ", "Русский Телеграф", "Независимая Газета", "Время МН" и прочие).

Сергей Кузнецов самый "несетевой" из всей "сетевой" публики. Интернет никогда не был для него основной точкой приложения сил, но тем не менее в Интернете критик и обозреватель Кузнецов не менее (а может и более) известен чем в "реальном" мире. Тут сработали те же механизмы - Сеть для Кузнецова стала еще одним "иллюстрированным молодежным журналом", где само его имя служит рекламой "сетевого" предприятия.

Как журналиста, Интернет привлек Кузнецова своей информационной емкостью. Он еще успел застать ту пору, когда казалось, что можно просмотреть все русскоязычные ресурсы. Впрочем, одним из первых мест, обнаруженных Кузнецовым в сети был ресурс англоязычный - знаменитая "Internet Movie Database", тогда еще не имевшая даже собственного домена и делавшаяся силами энтузиастов. Наверное, найдя этот сайт, где сегодня хранится информация о более чем 170 000 фильмов, Сергей ощутил нечто вроде радости старателя, обнаружившего золотую жилу. С тех пор с Интернетом он уже не расставался. Во время работы перед ним два экрана: один - телевизионный (где идет очередное кино, подлежащее освещению), а второй - монитор подключенного к Интернету компьютера. Сеть (как и телевизор) для него - рабочий инструмент.

"С присущей мне скромностью, скажу, что применительно к Интернету я человек будущего, то есть человек, который использует Сеть, когда она ему нужна. То есть я, с одной стороны, конечно в нем работаю и что-то сам для него делаю. С другой стороны, это только часть такого большого жизненного профессионального культурного проекта. Но в основном, я им пользуюсь как справочником, как почтой",

- говорил Кузнецов в интервью журналу "Мир Интернет", где он был удостоен звания "NetMan" в ноябре 1997 года.

Тогда (в конце 97-го) Кузнецов вел еженедельную колонку "Сеновал", входившую в промоутерский журналистский блок, организованный Интернет-провайдером "Ситилайн". (Носик - "Вечерний Интернет", Гагин - "Паравозов-News", Кузнецов - "Сеновал").
С Емельяном Захаровым, руководителем и основателем "Ситилайн" и Демианом Кудрявцевым, менеджером всего проекта Сергея свел Антон Носик. Название и дизайн колонки придумал Артемий Лебедев (признанный мастер имиджмейкерства). Название - аллюзия на фильм "Формула любви" ("Приходи вечером на сеновал", но "Кузнец нам не нужен"). Так родился "Сеновал", просуществовавший приблизительно в течении года.

Идея колонки была проста - заполнить свободную информационную нишу. В русской Сети тогда не существовало ни одного обзора новостей международной культуры, а в этой области Кузнецову трудно составить конкуренцию. Стилистически "Сеновал" был сетевым продолжением традиции газеты "Сегодня" - обозрение новостей культуры, чья притягательность усиливалась обаянием конкретного автора. Кузнецова привлекли также интерактивность среды и ощущение непосредственного контакта с читателем. Этим "тусовочным" духом, по его мнению, Сеть похожа на близкие ему "культовые" журналы ("Сегодня", "Столица") - работать в этом формате он умеет и любит.

Когда "Ситилайн" стал понемногу сворачивать свой журналистский блок, Кузнецов перебрался в "Русский Журнал" (самый солидный на сегодня электронный журнал, организованный Глебом Павловским и Маратом Гельманом). Под крышей "Русского Журнала" Сергей Кузнецов сейчас ведет уже третий свой проект - "Культурный Гид" (Анонсы культурных событий в Москве). До того он вел обозрения "Моноколь", "Пегас Light". "Монокль" походил на "Сеновал". "Пегас" был "мини-журналом", где участвовало несколько авторов, а сам Кузнецов являлся и автором, и редактором. Столь частая смена направлений обычна для многих сетевых авторов - как наиболее быстро развивающаяся ,средство массовой информации, Интернет требует от своих адептов столь же быстрой смены жанра.

Вопросу о материальном успешности своей сетевой деятельности Кузнецов искренне удивляется:

В каком смысле "материальный успех"? За свои публикации я всегда получал нормальные деньги - но это не "успех", а в порядке вещей. Я же не рекламу помещаю в Интернет, а просто работаю... типа как наемный рабочий. Впрочем, после кризиса удельный вес "сетевых" денег в моем бюджете возрос.

- Перспективы?

Что касается других - не знаю. Думаю, что являясь сравнительно дешевым СМИ Интернет в ближайшие годы привлечет довольно большие деньги - особенно учитывая грядущие выборы. Ну, и журналистам тоже что-то перепадет, даже тем, кто про политику не пишет. Поэтому, думаю, у меня будут новые проекты - и у других тоже

Сетевые проекты

  • KuzNet
    Он-лайновый архив бумажных статей Кузнецова, что-то вроде домашней страницы
  • Сеновал
    Еженедельные новости культуры, 1997 год
  • Монокль
    Наследник Сеновала, 1997-98 год
  • Пегас Light
    Самые яркие эстетические впечателиня недели
  • Культурный Гид
    Анонсы культурных событий в Москве на следующую неделю


Лучшие люди русской Сети
Алексей Андреев
Хачатур Арушанов
Михаил Вербицкий
Дмитрий Вернер
Аркадий Волож
Александр Гагин
Марат Гельман
Кирилл Готовцев
Настик Грызунова
Вадим Гущин
Эстер Дайсон
Николай Данилов
Леонид Делицын
Александр Житинский
Андрей Зотов
Дмитрий Иванов
Дмитрий Ицкович
Валерий Колпаков
Дмитрий Крюков
Демьян Кудрявцев
Дмитрий Кузьмин
Сергей Кузнецов
Вячеслав Курицын
Артемий Лебедев
Анатолий Левенчук
Андрей Левкин
Валерий Лудков
Роман Лейбов
Оля Лялина
Александр Малюков
Дмитрий Манин
Аркадий Морейнис
Максим Мошков
Семен Мушер
Максим Немцов
Антон Никитин
Антон Носик
Глеб Павловский
Виктор Пелевин
Дмитрий Петров
Андрей Платонов
Валерий Пьянченков
Андрей Себрант
Павел Соколов-Ходаков
Алексей Солдатов
Алексей Соловьев
Борис Стругацкий
Алексей Тутубалин
Андрей Чернов
Анатолий Шкред


www.reklama.ru. The Banner Network.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1