И Н Ф О К Р А Т И Я
Или конец отчужденного труда



Михаил Вербицкий
[email protected], Сетевой публицист

Родился в 1969 году.
Образование - Ph. D. Harvard University (Mathematics).
Математик, нигде не работает, состоит в "European Post-Doctoral Institute"
Живет в Москве.

Фигуру более экстраординарную и неоднозначную, чем Михаил Вербицкий сложно отыскать не только в русской Сети но и за ее пределами. Нелегко даже найти определение, которое бы целиком подходило бы под тот вид деятельности, благодаря которому он прославился в Интернете. В своем интервью для "Журнала.Ру" Вербицкий назвал то, чем он занимается, -"культурологией". Если это так, то придется говорить о специфической "культурологии Вербицкого".

Школьником Миша Вербицкий хотел быть филологом, но все равно пошел на факультет математики. Из МГУ он изгонялся дважды (не пройдя дальше второго курса), но его математический талант позволил ему "перепрыгнуть" ступеньку - в Гарвардский Университет Вербицкий попал сразу на магистратуру, уже имея несколько математических трудов. В 1990 Вербицкий оставил Россию на семь лет и вернулся со степенью доктора математики (Ph.D).

За эти годы, помимо сугубо профессиональных достижений, произошло становление самобытнейшего сетевого публициста Вербицкого.

Его отличительное свойство - годами выработанная привычка жить в потоке информации. Причем, чем жестче и насыщеннее этот поток, тем больше творческой энергии он порождает. "Интернет - это где я живу", - ответил Вербицкий на вопрос о значении для него Сети.

Первое знакомство Вербицкого с новой информационной средой состоялось в конференциях "Юзнета". Интернета в современном понимании тогда еще не существовало вовсе, но даже после его появления Вербицкий долгое время считал его менее ценной средой, чем "Юзнет". В конференциях "Юзнета", тогда еще не засоренных рекламными посланиями, в то время рождалась особая субкультура. Эпистолярный жанр, соединенный с технологией, позволявшей отправить письмо "всем" и получить ответ "от любого из всех", породил явление доселе невиданное - динамичный текстовый слепок живой разговорной речи. Печатный текст больше не был прерогативой издательств, печатный текст мог делать любой. Без цензуры и ограничений.

"Юзнет" помогал отбросить и последнее ограничение - внутренний комплекс скованности, порождаемый социумом. Общение с виртуальным социумом и открытое столкновение с "чуждым разумом" то и дело порождали жестокие полемические бои, в ходе которых язык оппонентов утрачивал привычную форму "политической корректности" и превращался в выражение реальной идеи (если таковая присутствовала). Была ли это откровенная ругань, полемическая статья или стихи - неважно. В Юзнете решающим фактором был стиль, владение речью.

Вот отрывок из статьи "Деконструируя WWW", написанной Мишей для 4-го номера "Журнала.Ру". Он хорошо отражает как его первые впечатления от столкновения с Сетью, так и особенности авторской стилистики:

Мое первое соприкосновение с Usenet произошло где-то в 1990-м году, когда мне показали группу soc.culture.soviet, в то время занятую бесконечной дискуссией о значении слова "шикса". Я был абсолютно ошеломлен длиннейшей статьей по-русски, написанной одними большими буквами, с объяснением, в подробностях, что один из участников soc.culture.soviet произошел от анального сношения в зад, а его мама проститутка и отдается за фудстемпы. Я до того видел такие вещи только на стенах туалета, притом на стенах оно и короче, и не так злобно. Ничего подобного в конвенциональных средствах массовой информации не бывает, да и не может быть: не дают слова сумасшедшим.

Свою интернетовскую страницу, открытую еще в 1994 году Вербицкий посвятил не столько своим собственным сочинениям, сколько всевозможным (и невозможным) текстовым явлениям, порою смешным до абсурда, порою агрессивным до сумасшествия.

Юзнетовским "сумасшедшим" Миша отвел целый раздел "Сумасшедшие soc.culture.soviet"

"...в отличие от большинства людей, пишущих о Юзнетовских сумасшедших, я не проповедую нормальности, а привожу архивы с беспристрастием (и даже причисляю себя к сумасшедшим). Эти архивы - превосходный социологический и литературный материал".

Мировозрение и стиль Вербицкого сложились под влиянием сюрреалистов и ситуационалистов (особая роль тут принадлежит нонконформисту Ги Дебору с его "Обществом Спектакля"), поэтов "Серебряного Века" (Гумилев, Мандельштам), современной экстремальной рок-музыки ( Legendary Pink Dots, Current-93), работ английского мага Алистера Кроули. Все это образовало совершенно неповторимый ансамбль, практически неразлагаемый на составные части. На большинство людей этот ансамбль производит шокирующее впечатление.

Антигуманистические взгляды и экстремистские идеи, излагаемые время от времени Мишей Вербицким на страницах электронной печати (а после возвращения на родину и в "конвенциональных" изданиях) снискали ему славу забияки и скандалиста, но сам по себе скандал Вербицкого не интересовал никогда. Скандал был бы логичным ходом шоу-мена, заинтересованного в поднятии рейтинга. Демонстрируя прекрасную школу логического мышления, он к линейной логике относится с нескрываемым презрением. Вербицкий - экстремист, потому что на экстремуме линейная логика кончается.

Его самое яркое творение - электронный альманах сетевого экстремизма "END OF THE WORLD NEWS" (двоякое понимание: "Новости Конца Света" или "Конец мировых новостей". Названо в честь одноименного романа Энтони Баргеса)

За полтора года существования было издано семь номеров этого журнала и он набирал силу от номера к номеру. Там опубликованы статьи самого Вербицкого, его компаньона по проекту Аполлинарии Туминой, его жены Юли Фридман (очень талантливого критика, никогда не занимавшейся этим делом профессионально) и огромное количество "выловленных" из Сети текстов, порою неудобочитаемых, но почти всегда интересных своей непосредственностью. Пожалуй эта агрессивная непосредственность и есть то, что привлекает внимание культуролога Вербицкого.

Сайт стал неожиданно популярным и его автору даже пришлось сменить адрес - университетский сервер не выдерживал количества посетителей (страница пожирала треть ресурсов).

Вернувшись в Россию, Вербицкий сблизился с идеологом (и одним из основателей) Национал-Большевистской Партии Дугиным и начал писать статьи для "Лимонки", "Вторжения" и альманаха "Элементы", в которых концентрируются наиболее радикальные российские авторы.

Оценивая ситуацию, сложившуюся вокруг русского Интернета Вербицкий говорит:

В России все решает тот, кто контролирует информацию. Совок пал, потому что интеллигентов удалось убедить в том, что СССР - Империя Зла. Аналогичный процесс в России, может, удастся остановить, если монополия на информацию будет подорвана Интернетом.

Какого-то материального интереса Миша в Сети не имеет и его не ищет, умудрившись, живя в Москве, зарабатывать деньги математикой. В финансовом смысле Сеть, по его словам, приносит одни убытки.

Сетевые проекты



Лучшие люди русской Сети
Алексей Андреев
Хачатур Арушанов
Михаил Вербицкий
Дмитрий Вернер
Аркадий Волож
Александр Гагин
Марат Гельман
Кирилл Готовцев
Настик Грызунова
Вадим Гущин
Эстер Дайсон
Николай Данилов
Леонид Делицын
Александр Житинский
Андрей Зотов
Дмитрий Иванов
Дмитрий Ицкович
Валерий Колпаков
Дмитрий Крюков
Демьян Кудрявцев
Дмитрий Кузьмин
Сергей Кузнецов
Вячеслав Курицын
Артемий Лебедев
Анатолий Левенчук
Андрей Левкин
Валерий Лудков
Роман Лейбов
Оля Лялина
Александр Малюков
Дмитрий Манин
Аркадий Морейнис
Максим Мошков
Семен Мушер
Максим Немцов
Антон Никитин
Антон Носик
Глеб Павловский
Виктор Пелевин
Дмитрий Петров
Андрей Платонов
Валерий Пьянченков
Андрей Себрант
Павел Соколов-Ходаков
Алексей Солдатов
Алексей Соловьев
Борис Стругацкий
Алексей Тутубалин
Андрей Чернов
Анатолий Шкред

www.reklama.ru. The Banner Network.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1