На главную страницу
Текст проекта Иллюстрации Реплики Художники

Владимир АНТОКОЛЬСКИЙ
(Вильнюс)

Прежнее "современное искусство" закончилось, утверждают Мизин и Шабуров, и вопрошают, - каким же будет новое искусство? Именно в этом пафос их проекта, а не в проблеме плагиата, как может показаться, Они усматривают действительную проблему в том, что народ не принял современное искусство, ибо оно изолировано от него и ему непонятно – это не раз отмечается авторами проекта. Их добросовестный анализ вскрывает причины такого положения. На наш взгляд, следует развить и дополнить заданную Мизиным и Шабуровым тему, но для этого необходимо расширить рамки анализа, распространив его на более широкий контекст.

Тот же вопрос – почему широкие массы не понимают современное искусство и не принимают его? – рассматривал ещё Ортега-и-Гассет. Причину этого он обнаруживает в дегуманизации искусства (свою работу он так и назвал), то есть обесчеловечивании искусства. Ортега подчёркивает последовательную ненависть, с которой модернизм удаляет из искусства человека и его мир. Но он видит в этом и положительное зерно, считая это модернистской реакцией на человеческое, которое стало "слишком человеческим" (Ницше).

Постмодернизм или современное искусство – дело не в названиях, а в сути – действует в мире уже давно избавленном от человека и занимается ликвидацией остатков человеческих смыслов. Если обобщить, то всё это вместе основано на логике отрицания человека и мира вообще. Поэтому нет ничего удивительного в том, что простой человек не принимает современное искусство – он не находит в нём никакого человеческого содержания, ничего близкого для себя и своей жизни, скорее наоборот, - поэтому он и испытывает чувство беспокойства и отторжения, как при встрече с чем-то непонятным и враждебным.

Если, отталкиваясь от Ортеги, попытаться, хотя бы в общих чертах разобраться в этом непростом деле, то возможно мы и не найдём ответа на вопрос о новом искусстве, но может быть хотя бы определим, в какую сторону следует двигаться.

Но прежде нам следует более точно определить разницу между традиционным и современным искусством, а для этого рассмотреть тему, которой Ортега не касается.

Одним из показателей кризиса современного искусства является использование им традиционных форм и средств. Это уже как бы шаг назад. Только содержание и цель при этом всё же не становятся традиционными, но остаются прежними, постмодернистскими. Разница подходов традиционного и современного искусства к проблеме формы и содержания может быть определена при помощи понятий субстанции и акциденции, то есть сущности и случайности соответственно. Понятия эти были выработаны ещё в античной философии, и взгляд на их содержание с течением времени менялся. Говоря просто, субстанциальность - это то, что делает эту вещь, именно вот этой вещью. Это её основа, без которой эта вещь перестаёт таковою быть, но становится чем-то иным. Акциденция – это несущественное в вещи, какие-либо изменения в нём или полное его изъятие, не повлияют на вещь существенно, она всё равно останется той самой вещью.

То есть это то, что можно изъять без вреда для вещи, в отличие от субстанции.

Традиционная картина – субстанциальна. В ней всё связано, всё закономерно. Её форма и содержание имеют общую основу, то есть сущность или субстанцию. То же самое относится к изображаемому объекту и контексту картины, Поэтому традиционная картина представляет собой единство, это законченный мир – целостный, органичный и осмысленный. Свою задачу художник видит в том, чтобы выявить субстанциальное, смысл, и подчинить ему все акциденции – случайности.

А как же поступает современное искусство? Его игры с контекстами хорошо известны – это его основной приём. Объект вырывается из органичного и закономерного контекста и вставляется в контекст неорганичный и случайный. По идее, результатом такой манипуляции должно быть появление нового смысла. Однако, при более внимательном рассмотрении этот смысл оказывается слишком похожим на какую-то софистическую фигуру. Ибо вещь, лишённая органичного контекста, теряет и свою субстанциальность. После этого с ней можно делать всё, что угодно: вставлять в любые контексты, приписывать любые смыслы и давать любые имена. Всё это будет одинаково случайно. Поэтому, в противоположность субстанциализации, постмодерн использует принцип акциденциализации, то есть ставит во главу угла случайное. Становится проблематичным сам факт существования вещи. Ибо если вещь может быть всем, то сама по себе, она – ничто. Мы оказываемся в царстве каких-то призраков.

Нельсон Гудмен в статье "Когда есть искусство?" иллюстрирует приём акцидециализации следующим примером, Камень у дороги – не искусство, но тот же камень в выставочном зале уже искусство. Однако, возвращённый на прежнее место, он вновь перестаёт быть искусством. Что же тогда искусство и когда оно, вообще, бывает?

А теперь попробуйте проделать подобный номер с классической вещью, скажем, с какой-нибудь картиной Леонардо.

В этом приёме смысл модерна и постмодерна. Разница в том, что модерн применяет его более к форме, а постмодерн уже прикладывает его к сути. Концептуализм распространяет акциденциализацию на идеи, а акционизм – на смысл поведения и всех внешних действий, то есть пытается внедрить этот приём в жизнь. Современное искусство основано на акциденции.

Разрыв между формой и содержанием – это его принцип.

Сведение к случайному делает одинаково призрачными как вещи, так и смыслы, что вряд ли может быть пригодным в качестве основы нового искусства. После обращения к традиционным формам, необходимо совершить следующий шаг и сделать искусство субстанциальным. Поскольку субстанция это именно то, что обеспечит единство формы и содержания.

Теперь следует рассмотреть проблему собственно содержания искусства. Для этого надо совершить краткий исторический обзор эволюции этого содержания, а также вернуться к вопросу дегуманизации искусства, поднятому Ортегой. Это необходимо нам для нашей стратегической цели – определить, куда же нам двигаться.

Известно, что Ренессанс был началом как раз гуманизации искусства и всей культуры, её очеловечивания. В центр мира был поставлен индивидуальный человек, наделённый атрибутами божественного – всё исходило от него и возвращалось к нему. Одновременно это было и началом атеизации – вытеснения божественного из жизни человека. Атеизация была условием гуманизации - это две стороны одного процесса. В эпоху Просвещения этот процесс достигает пика: человек верит только в собственный разум и полон решимости устроить жизнь по его законам. Однако позже его решимость теряется - наступает романтическая реакция.

ХIХ век полностью атеистичен. Однако, предоставленный себе, человек мельчает, человеческое становится "слишком человеческим" (Ницше). ХХ век – век дегуманизации искусства, то есть отрицания в нём человека, (Ортега). Ренессансный человек ощущал себя центром мира, почти равным божеству. Но уже в ХХ веке человек находил себя заброшенным в противостоящий ему внешний мир, бесконечный и враждебный, который он не мог ни понять, ни изменить (экзистенциализм). У него оставалось только его "я". Наконец в постмодернизме и это маленькое "я" распадается на части, как и противостоящий ему мир.

Можно сказать, что модернизм завершает процесс дегуманизации, он разрушает человека и мир и на их месте возникает хаос. На огромных полотнах в стиле экспрессивного абстракционизма мы видим освобождённую от всего живопись - бесконечный хаос пятен цвета. Потом исчезают и пятна. Остаются только совершенно чистые холсты. Завершение модернизма – это конец формы.

Постмодернизм (современное искусство) уже интересует не столько форма, сколько содержание, смыслы, с которыми он начинает делать то же самое, что модернизм делал с формой. Используя и традиционную форму, он сосредотачивается на манипуляциях с её смыслом. Он действует уже в самом хаосе, где всё фрагментарно и неустойчиво, где нет ничего целостного, органичного, субстанциального.

Тут надо оговориться. Когда речь заходит о разрушении и хаосе, то имеется в виду не реальная жизнь, а её смысловая сфера. Поскольку искусство всегда имеет дело со смыслами жизни, а не с ней, как таковой. Правда, справедливости ради, надо сказать, что постмодернизм предпринимает попытки вторгнуться в непосредственную жизнь.

Имея перед глазами эту историческую ретроспективу, мы можем сделать некоторые выводы и поразмыслить над тем, какой может быть перспектива будущего.

Для того, чтобы искусство стало понятным и нужным людям, в него должны быть возвращены хотя бы человеческий смысл, то есть оно должно гуманизироваться, очеловечиться. Однако, ренессансная гуманизация, сопровождавшаяся атеизацией, в конце концов, привела к своей противоположности – к самоотрицанию человека.

Божественное и человеческое нераздельны: упразднение первого приводит к деградации, разрушению и исчезновению второго. Божественное является необходимым условием существования человеческого, поэтому характер отношений с ним имеет решающее значение, Новая гуманизация должна не только сопровождаться теизацией, но и происходить, главным образом, через теизацию. Божественное должно стать условием утверждения человеческого.

Прошу не спешить причислять меня к ретроградам и религиозным мракобесам.

Я не говорю об обязательном вхождении в церковь или о необходимости стать последователем православия, ислама или ещё какой-либо религии, не призываю начать писать иконы. Это личное дело каждого. Я вообще не говорю о религии, тем более, как о чём-то организованном. Речь идёт о божественном, как таковом, об опыте божественного. Лишённому такого опыта, современному сознанию, следует стать открытым для него. Это глубоко личный опыт, не предполагающий посредничества каких-то внешних организаций. Здесь происходит та же история, что и с современным искусством. Прежняя атеистическая основа культуры исчерпала себя. Маятник пошёл в другую сторону. Возможно, что это общий кризис культуры. Во всяком случае, стихийная теизация уже сейчас идёт полным ходом в самых разных формах и на разных уровнях. С этим сталкивается всё большее число людей. Проблема божественного становится всё более актуальной. Идёт количественный рост, который приведёт к возникновению нового качества, когда придёт время. Возможно, что этот процесс приведёт к некоему синтезу религий. Это отдельная тема.

Итак, теизация, гуманизация и субстанциализация. Вот три необходимых характеристики нового искусства Три его стороны, представляющие собой триединый процесс.

Теизация без гуманизации приводит к полному поглощению человеческого божественным, как мы это можем видеть на византийских иконах. Гуманизация без теизации приводит человека к самоотрицанию, чему примером – современное искусство.

Несубстанциальность (акциденциальность) – делает всё случайным и эфемерным.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что искусство должно стать традиционным по форме и теистически-гуманистическим по содержанию, то есть божественное и человеческое должны обрести в нём равновесие и гармонию. Оно также должно стать и субстанциальным, что обеспечит единство его формы и содержания.

И последнее. Это необходимость изменения отношения к искусству. Если современное искусство – это игра, то есть что-то несерьёзное, насмешка над человеком, над миром и над собой, то сомнительно чтобы такой взгляд способствовал возникновению нового качества искусства. Скорее всего, он исчезнет вместе с уходом постмодерна. Искусство – это серьёзная вещь. И, хотя оно само по себе и не способно спасти мир, что доказал ХIХ век, который, отвергнув веру, попытался заменить её искусством, - но оно может способствовать этому спасению путём субстанциального воплощения божественных и человеческих смыслов.

Илья РЕПИН
КУКРЫНИКСЫ
Юрий АВВАКУМОВ
ABC-КОНСАЛТИНГ
АЕС+Ф
Татьяна БАДАНИНА
Константин БАТЫНКОВ
Сергей БРАТКОВ
Дмитрий БУЛНЫГИН
Ирина ВАЛЬДРОН
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Александр ВИНОГРАДОВ
Дмитрий ГУТОВ
DEADLINE
Филипп ДОНЦОВ
Владимир ДУБОСАРСКИЙ
Анна ЕРМОЛАЕВА
Владислав ЕФИМОВ
Анатолий ЖУРАВЛЕВ
Вадим ЗАХАРОВ
Константин ЗВЕЗДОЧЕТОВ
Илья КАБАКОВ
Екатерина КАНДЫБА
Елена КИТАЕВА
Марина КОЛДОБСКАЯ
Александр КОНСТАНТИНОВ
Ирина КОРИНА
Валерий КОШЛЯКОВ
Олег КУЛИК
Татьяна ЛИБЕРМАН
Дмитрий ЛИОН
Игорь МАКАРЕВИЧ
Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО
Александр МАРЕЕВ
МАРТЫНЧИКИ
Ерболсын МЕЛДИБЕКОВ
Вячеслав МИЗИН
Борис МИХАЙЛОВ
Андрей МОНАСТЫРСКИЙ
Игорь МУХИН
Владимир НАСЕДКИН
Викентий НИЛИН
Тимур НОВИКОВ
"НОВЫЕ ТУПЫЕ"
"ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ"
Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ
Егор ОСТРОВ
Группа ПГ
Павел ПЕППЕРШТЕЙН
Александр ПЕТРЕЛЛИ
Илья ПИГАНОВ
Виктор ПИВОВАРОВ
Виталий ПУШНИЦКИЙ
Общество "РАДЕК"
"СИНИЕ НОСЫ"
"СИНИЙ СУП"
Константин СКОТНИКОВ
Леонид СОКОВ
Ростан ТАВАСИЕВ
Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН
Давид ТЕР-ОГАНЬЯН
Олег ТИСТОЛ
Леонид ТИШКОВ
Ольга ТОБРЕЛУТС
Александра ТУРЕЦКАЯ
Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ
Аристарх ЧЕРНЫШОВ
Ольга ЧЕРНЫШОВА
Илья ЧИЧКАН
Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ
Александр ШАБУРОВ
Игорь ШЕЛКОВСКИЙ
Сергей ШУТОВ
Программа ESCAPE
Группа Э.Т.И.
Василий ЦАГОЛОВ
Иван ЦЮПКА
Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ

Аннотация | Текст проекта | Иллюстрации | Список художников | Реплики
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © 2006 Группа «Синие носы», Guelman.ru
Создание и поддержка - GiF.Ru
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1