< Смотреть ещё > Делая выставки в зарубежных музеях и галереях, художники Мизин и Шабуров с удивлением обнаружили там первоисточники многих российских шедевров. Они задались вопросом: что такое отечественное "современное искусство"? Почему оно у себя дома мало кому понятно и интересно? Что это, следствие былой замкнутости? Рудимент Холодной войны? В американском журнале "Арт-форум" Мизин и Шабуров прочитали, что никакого "российского современного искусства" вообще не существовало. Что всё это цыганщина. Другими словами: советские, а позже российские художники смотрели на западные аналоги и делали то же самое, только хуже. Примеров масса. Исключений единицы. Хотя, конечно, были и цитаты, и римейки традиционных сюжетов, и сознательная апроприация. Надо признаться, "Синие носы" и сами "апроприировали"... Повелось так с давних пор. Половина шестидесятников были несознательными сезаннистами-постимпрессионистами. В 1980-е "неофициальное" искусство являлось инструментом в борьбе идеологий, основным мессиджем был сигнал Западу: "я свой, буржуинский!", но после распада Советского Союза никакая идеология этот инструмент не подобрала... Раньше "современное искусство" было попыткой расширить кругозор, соотнестись с мировыми веяниями. Теперь оно замкнулось в себе, стало модным трендом, развлечением местной компрадорской тусовки. Частью стандартизированной культуры для узкой прозападной прослойки, которая во всех странах читает журнал "Тайм-аут", поддерживает ценности "свободного рынка", а за то хочет, чтобы и у них была улица бутиков известных торговых марок. Не только собственные "Икея" и "Властелин колец", но и клоны арт-брендов. Однако, период бессознательного копирования зарубежных образцов подошёл к концу. Московская биеннале продемонстрировала, что воспроизводить среднестатистический западный мейнстрим мы научились. Что мы тоже способны поставлять в арт-супермаркет десяток замороженных гамбургеров. Но они мало кого удовлетворяют. Хочется чего-то более энергичного. Проект Мизина и Шабурова призван это подытожить. Современное искусство до сих пор живет дискурсом 1990-х годов. Смежные гуманитарные области (литература, например) развиваются и не стоят на месте. А в "современном искусстве" застой. "Современные" и "традиционные" приёмы давно равноправны. Важна не имитация тех или иных внешних форм, но чтобы с их помощью зондировалось коллективное бессознательное здесь и сейчас. С этим согласны все. Большинство художников так и работают. Надо лишь осознать новые приоритеты. |
Илья РЕПИН
КУКРЫНИКСЫ Юрий АВВАКУМОВ ABC-КОНСАЛТИНГ АЕС+Ф Татьяна БАДАНИНА Константин БАТЫНКОВ Сергей БРАТКОВ Дмитрий БУЛНЫГИН Ирина ВАЛЬДРОН Андрей ВАСИЛЬЕВ Александр ВИНОГРАДОВ Дмитрий ГУТОВ DEADLINE Филипп ДОНЦОВ Владимир ДУБОСАРСКИЙ Анна ЕРМОЛАЕВА Владислав ЕФИМОВ Анатолий ЖУРАВЛЕВ Вадим ЗАХАРОВ Константин ЗВЕЗДОЧЕТОВ Илья КАБАКОВ Екатерина КАНДЫБА Елена КИТАЕВА Марина КОЛДОБСКАЯ Александр КОНСТАНТИНОВ Ирина КОРИНА Валерий КОШЛЯКОВ Олег КУЛИК Татьяна ЛИБЕРМАН Дмитрий ЛИОН Игорь МАКАРЕВИЧ Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО Александр МАРЕЕВ МАРТЫНЧИКИ Ерболсын МЕЛДИБЕКОВ Вячеслав МИЗИН Борис МИХАЙЛОВ Андрей МОНАСТЫРСКИЙ Игорь МУХИН Владимир НАСЕДКИН Викентий НИЛИН Тимур НОВИКОВ "НОВЫЕ ТУПЫЕ" "ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ" Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ Егор ОСТРОВ Группа ПГ Павел ПЕППЕРШТЕЙН Александр ПЕТРЕЛЛИ Илья ПИГАНОВ Виктор ПИВОВАРОВ Виталий ПУШНИЦКИЙ Общество "РАДЕК" "СИНИЕ НОСЫ" "СИНИЙ СУП" Константин СКОТНИКОВ Леонид СОКОВ Ростан ТАВАСИЕВ Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН Давид ТЕР-ОГАНЬЯН Олег ТИСТОЛ Леонид ТИШКОВ Ольга ТОБРЕЛУТС Александра ТУРЕЦКАЯ Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ Аристарх ЧЕРНЫШОВ Ольга ЧЕРНЫШОВА Илья ЧИЧКАН Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ Александр ШАБУРОВ Игорь ШЕЛКОВСКИЙ Сергей ШУТОВ Программа ESCAPE Группа Э.Т.И. Василий ЦАГОЛОВ Иван ЦЮПКА Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ |
Аннотация | Текст проекта | Иллюстрации | Список художников | Реплики |