Мария КРАВЦОВА НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ "Арт-хроника". 2006, № 4 Александр Шабуров несколько слукавил, когда назвал свой проект "Случайные совпадения". Вне всякого сомнения, этот проект будет воспринят однозначно как сеанс разоблачения русского искусства. Но что греха таить, ощущение deja vu посещает нас при взгляде не только на произведения отечественного искусства, но и на историю искусства в целом. Вполне можно допустить, что подобная "обличительная" статья могла появиться и сто лет назад, до такой степени некоторые работы русских художников напоминают произведения их зарубежных коллег. Обычно это объясняют стадиальной общностью русского и западноевропейского искусства того времени: художников волновали одни и те же эстетические и социальные проблемы, наши активно путешествовали, читали зарубежную художественную периодику, учились за границей. Художникам русского салона вроде Константина Маковского вполне созвучны французские жеромы и кабанели и английские альмы-тадемы. Добужинский не смог устоять перед чарами прерафаэлитов, Билибина и Серова подозревали в том, что они слишком пристально всматривались в работы Берн-Джонса, Уистлера, Цорна, Сарджента. К этому можно добавить, что не было графика, кроме Бердсли, а мирискусники пророки его. С русскими сезаннистами все понятно без лишних комментариев, а возрождению отечественной абстракции мы обязаны прошедшим в Москве в начале 1950-х "французской" и "американской" выставкам. И так далее, за исключением разве что Малевича и Кандинского, которые преодолели земное тяготение, став небожителями интернационального художественного Олимпа. Но в целом Россия была и остается художественной провинцией, которая не генерирует, а лишь импортирует идеи. Кстати, некоторые из современных русских художников не отрицают собственного падения. Игорь Макаревич признает, что некогда его зацепили работы Джоэля-Питера Уиткина (хотя, на мой взгляд, сходство между ними формальное, на уровне первого впечатления), Константин Звездочетов прямо заявляет, что все его работы компиляция и плагиат. "На самом деле я очень уважаю и люблю тех, у кого ворую, признается он. Но, с другой стороны, не я один. Если художников XIX века вдохновляла природа, художники нашего времени берут все из культуры". Однако плохо ли это? Ведь любой историк искусства с готовностью подтвердит, что человечество в большом долгу перед копиистами и плагиаторами: многие памятники древности дошли до нас в позднейших репликах и списках. Эрвин Панофский в своей работе "Ренессанс и ренессансы" заметил: "Как мне кажется, такого рода заимствования не следует истолковывать как недостаток оригинальности или искренности: величайшие мастера прибегали к пересказу, даже просто к цитированию как приему усиления". Следует заметить, что это сходство обусловлено весьма разными причинами. СТАДИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СТИЛЬ ЭПОХИ Стадиальная общность типологическое единство исторической ситуации разных культур, которые при своей географической и даже темпоральной отдаленности друг от друга зачастую порождают сходные образы и произведения. Росписи в неолитических склепах Скандинавии весьма напоминают граффити живущих вне цивилизации африканцев, а грубо слепленная керамика, декорированная геометрическим орнаментом или оттиском веревки, попадается у всех без исключения народов мира. К тому же специалистам не составляет труда определить время и страну создания произведения. Это сходство может быть также обусловлено стилем эпохи, каждая из которых к тому же оперировала определенным количеством излюбленных тем и сюжетов. ИКОНОГРАФИЯ Христиане долгое время весьма недоверчиво относились к изображениям, памятуя о том, что их почитание было свойственно язычникам. Споры между иконопочитателями и иконоборцами закончились победой первых и сложением христианского канона системы норм и правил, обязательных для христианского художника. Первое изображение Богоматери с младенцем приписывается апостолу Луке, а лик Спасителя чудесным образом запечатлелся на полотенце. В датированном VIII веком житии Панкратия Тавроменийского можно найти рассказ о том, как апостол Петр с помощью профессионального художника создал цикл картин на темы земной жизни Христа (начиная Благовещением и заканчивая Вознесением) и приказал украсить их точными копиями церкви Иерусалима и Антиохии. Копии разошлись по миру в свитках, кодексах или на досках. Средневековому художнику было важно не отступать от канона, ведь чем дальше от прототипа, тем дальше от первообраза и ближе к греховному заблуждению. ИСТОЧНИК ВЕЧНОГО ВДОХНОВЕНИЯ Когда Константин Звездочетов говорил о том, что художники современности черпают вдохновение из культуры, он был, безусловно, прав, с той лишь поправкой, что культура для художников тем самым рогом изобилия была всегда. Вечным источником для многих стала античность. Уже Средневековье осознанно заимствовало мотивы античности, но произвело замену античных тем на христианские, а многих античных героев переодело в средневековые наряды. Мужская фигура с рельефа собора Сан Марко хоть и неотличима от своего прототипа Геркулеса, но изображает не античного героя, а аллегорию Спасения; а троянский жрец Лаокоон щеголяет в монашеском платье и с тонзурой на голове. Античной форме вернули оригинальное содержание лишь в эпоху Возрождения, когда идеалом для зодчих и художников стал Древний Рим, который они активно "возрождали", изучая и копируя антики. Донателло восхищал современников и слыл среди них выдающимся художником именно потому, что был grande imitatore degli antichi (великий подражатель древним), а Рафаэль практически скопировал своих знаменитых "Граций" с позднеантичного рельефа, но тем не менее вошел в историю как один из титанов мирового искусства. ШКОЛА И МАСТЕРСКАЯ В XIX веке в Эрмитаже числилось значительно больше произведений Леонардо, чем сегодня. Но, увы, почти все они при ближайшем рассмотрении оказались всего лишь "леонардесками" подражаниями да Винчи, исполненными его учениками и эпигонами. Проблема художника и мастерской, художника и школы в какой-то момент стала одной из основных в искусствоведческой науке. В результате многие произведения, до этого приписывавшиеся великим мастерам, были переатрибутированы их ученикам, а иногда и вовсе далеким потомкам. УНИКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ УНИКАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ Изрядно разбиравшемуся в музах Оскару Уайльду принадлежит хрестоматийное определение произведения искусства, которое есть не что иное, как "уникальное воплощение уникального склада личности". Стоит, однако, добавить, что уникальное зачастую складывается из банального и уже известного. Шедевр Мане "Завтрак на траве", по сути, представляет собой конгломерат художественных цитат. Когда в 1863 году полотно было выставлено на "Салон отверженных", то вызвало массу негативных суждений. Картину называли непристойной и бессюжетной. Что касается сюжета "Завтрака на траве", то он был подсмотрен у Джорджоне, на полотне которого "Сельский концерт" (сейчас оно все чаще приписывается Тициану) были изображены музицирующие молодые люди и вдохновляющая их нимфа. Композицию Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Марко-Антонио Раймонди "Суд Париса", исполненной, в свою очередь, с картона Рафаэля. Однако кто скажет, что это не оригинальное и тем более не великое произведение? Все это весьма рифмуется с высказыванием Блеза Паскаля: "Пусть говорят, что я ничего не сказал нового, расположение материала ново". РАЗВИТИЕ МОТИВА В истории мирового искусства есть немало примеров пастиша (сознательной игры с определенными канонами искусства) и пародии на уже известное произведение искусства, а также того, что можно назвать омажем и развитием мотива. В 1874 году появилась работа Сезанна "Новая Олимпия", которую автор "Олимпии" Эдуар Мане воспринял как злобный пасквиль на свое произведение. За десять лет до этого выставленная на "Салоне независимых" "Олимпия" Мане спровоцировала настоящий скандал. Не в последнюю очередь потому, что принадлежность обнаженной красавицы к древнейшей профессии мало у кого вызвала сомнения (ее так и называли "Потаскухой, возомнившей себя королевой"). Заметили критики и то, что "Олимпия" Мане состоит в близкородственных отношениях с "Венерой Урбинской" Тициана. Сезанн довел до логического конца сюжет Мане. На его картине также была изображена обнаженная, с которой служанка только что откинула простыню, чтобы очередной клиент мог оценить все прелести предлагаемого ему живого товара. Пузатая бутыль на столе превращалась в ухмыляющийся череп один из атрибутов темы vanitas. Мане был настолько оскорблен, что отказался предоставить свои работы на Первую выставку импрессионистов, где экспонировалось полотно Сезанна. ПЛАГИАТ Что касается собственно плагиата, то это, строго говоря, присвоение авторства. Первый, связанный с защитой авторского права, прецедент был зафиксирован в эпоху Возрождения, когда Альбрехт Дюрер подал в Венецианский сенат жалобу на гравера Раймонди, который не только копировал его гравюры, но и ставил на них дюреровскую монограмму. Раймонди отделался сравнительно легко: сенат лишь приказал убрать с копий монограммы мастера. В 1735 году английский парламент принял "Акт Хогарта": каждый, кто печатает рисунки или гравюры, обладает правом на их издание и переиздание в течение 14 лет. Закон обязывал указывать на гравюре имена художника, издателя и дату выпуска, а также оговаривал то, что другие не могут печатать и даже продавать эту продукцию без разрешения владельца. Несмотря на то, что связанное с авторским правом современное законодательство досконально разработано, никто не знает, в чью пользу закончится тяжба. Из недавней истории следует вспомнить конфликт фотографа Хельмута Ньютона с художником Георгием Пузенковым, который в суде доказал, что его работа является не плагиатом, а творческим переосмыслением одной из фотографий Ньютона. АВАНГАРД ДЛЯ БЕДНЫХ Авторское право и тем более наследование этого права (напомним, наследники имеют исключительные права на произведения в течение 70 лет после смерти художника) одна из самых спорных тем. В борьбу за свободу творчества включились современные художники, которые занимаются искусством апроприации, присваивают себе образы (как правило, самых коммерчески успешных) художников прошлого, профанируя шедевры и само понятие "авторское право". Наш великий апроприатор Авдей Тер-Оганьян действовал в рамках концептуализма. Он измыслил персонажного автора, по его версии начинающего художника, который, сидя в глубокой (географической и интеллектуальной) провинции, переносил на холст картинки из одиозных книжек советских искусствоведов вроде "Кризиса модернизма". СЛУЧАЙНОЕ СХОДСТВО Ноосфера полна эйдосами, а одна и та же идея вполне может прийти одновременно в разные головы. Одна и та же идея, но в разное время пришла в голову художникам группы "Мухомор", которые выложили своими телами на белом снегу то самое емкое и полисемантичное русское слово. Через 10 лет другие художники из группы Э.Т.И. повторили эту акцию на Красной площади, дополнив ее смысл политическими коннотациями. Изрядно заматеревшие в искусстве "Мухоморы" обвинили юных коллег в плагиате, но те лишь разводили руками и оправдывались, что никогда не видели ни фотографий мухоморского слова, ни рассказов о самой акции. Более того, в середине 1970-х на зеленой летней траве тела супругов Герловины с друзьями сложились в подобную же словарную конфигурацию. Но это была не художественная акция, а просто шутка. |
Илья РЕПИН
КУКРЫНИКСЫ Юрий АВВАКУМОВ ABC-КОНСАЛТИНГ АЕС+Ф Татьяна БАДАНИНА Константин БАТЫНКОВ Сергей БРАТКОВ Дмитрий БУЛНЫГИН Ирина ВАЛЬДРОН Андрей ВАСИЛЬЕВ Александр ВИНОГРАДОВ Дмитрий ГУТОВ DEADLINE Филипп ДОНЦОВ Владимир ДУБОСАРСКИЙ Анна ЕРМОЛАЕВА Владислав ЕФИМОВ Анатолий ЖУРАВЛЕВ Вадим ЗАХАРОВ Константин ЗВЕЗДОЧЕТОВ Илья КАБАКОВ Екатерина КАНДЫБА Елена КИТАЕВА Марина КОЛДОБСКАЯ Александр КОНСТАНТИНОВ Ирина КОРИНА Валерий КОШЛЯКОВ Олег КУЛИК Татьяна ЛИБЕРМАН Дмитрий ЛИОН Игорь МАКАРЕВИЧ Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО Александр МАРЕЕВ МАРТЫНЧИКИ Ерболсын МЕЛДИБЕКОВ Вячеслав МИЗИН Борис МИХАЙЛОВ Андрей МОНАСТЫРСКИЙ Игорь МУХИН Владимир НАСЕДКИН Викентий НИЛИН Тимур НОВИКОВ "НОВЫЕ ТУПЫЕ" "ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ" Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ Егор ОСТРОВ Группа ПГ Павел ПЕППЕРШТЕЙН Александр ПЕТРЕЛЛИ Илья ПИГАНОВ Виктор ПИВОВАРОВ Виталий ПУШНИЦКИЙ Общество "РАДЕК" "СИНИЕ НОСЫ" "СИНИЙ СУП" Константин СКОТНИКОВ Леонид СОКОВ Ростан ТАВАСИЕВ Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН Давид ТЕР-ОГАНЬЯН Олег ТИСТОЛ Леонид ТИШКОВ Ольга ТОБРЕЛУТС Александра ТУРЕЦКАЯ Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ Аристарх ЧЕРНЫШОВ Ольга ЧЕРНЫШОВА Илья ЧИЧКАН Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ Александр ШАБУРОВ Игорь ШЕЛКОВСКИЙ Сергей ШУТОВ Программа ESCAPE Группа Э.Т.И. Василий ЦАГОЛОВ Иван ЦЮПКА Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ |
Аннотация | Текст проекта | Иллюстрации | Список художников | Реплики |