На главную страницу
Текст проекта Иллюстрации Реплики Художники

Григорий РЕВЗИН

ПОКЛОНЕНИЕ СВОБОДЕ

"Коммерсантъ", 5 мая 2006

Некоторые молодые люди совершают паломничества по Европе и, естественно, посещают музеи современного искусства.

Некоторые уже не такие молодые люди тоже рвутся в эти музеи, оказываясь в Европе по делам. И вот, когда посмотришь этих музеев штук пятнадцать, наступает чувство удивленного отупения. Сначала, конечно, наступает чувство ужаса от того, как ты отстал. В детстве многих родители водят в музеи и как-то прививают знание о том, чего там ждать. Удовольствия, восхищения, душевного подъема. А тут приходишь – и ничего похожего. Ясно, что отстал.

Потом, когда внимательнее вглядываешься, наступает чувство отвращения. Потому что везде какая-то гадость, и неважно, где ты оказался – в Берлине ли, в Лондоне или в Париже. Есть дрянь конкретная – кто-нибудь испражняется, кого-то режут, фоторепортажи из жизни бомжей, даунов, наркоманов. Есть абстрактно неприятные вещи – нефигуративные изделия из ржавого листового железа, кашеобразных непрозрачных химикалий и полиэтиленовых соплей.

Однажды мне в голову пришел гениальный проект. Есть же музеи игральных карт, фортуны, нижнего белья, секса и т. д. А почему бы не создать музей гадости? В одном зале экскременты, в другом – неприятные существа, жабы и змеи, третий зал можно было бы посвятить гниению и т. д. Но потом я сообразил, что из этого ничего не выйдет, потому что такой музей уже есть. И не один – это любой музей современного искусства.

Воспитанный на идеалах гуманизма человек ищет в музее то, что приятно, и вместо произведений начинает смотреть на посетителей. Хотя они часто какие-то травмированные (татуированные, шрамированные, с богопротивной символикой на теле и одежде), но все же люди, и это радует. Как позже выясняется, это люди образованные, интеллигентные и вообще интеллектуальная элита общества. Если где-нибудь в Европе открывается новая выставка гадости, все интеллектуалы туда обязательно съезжаются, а которые отсутствуют, предъявляют друг другу справки, что по болезни. Люди из стран третьего мира, исламских там или еще каких, в целом свободны от современного искусства, но уж если ты европеец, то изволь.

Поэт Григорий Дашевский полагает, что это ритуалы солидарности. Ну, как у языческих племен, женщины, скажем, поклоняются дуплу, а мужчины – бревну, но женщины и мужчины одного племени – бревну и дуплу дубовому, а другого – еловому, и именно этим одно племя от другого отличается. Соответственно, постхристианская Европа солидаризируется вокруг этих музеев как вокруг капищ или храмов, и это многое объясняет. В капищах всегда присутствует что-то непонятное и травмирующее, а это и есть два главных качества современного произведения искусства.

В общем, убедительно, но есть здесь какая-то раздражающая этнографическая недоговоренность. Хотя в почитании именно дубового, а не елового дупла есть милая женская условность, но в целом, что они имеют в виду, поклоняясь дуплу, понятно. А вот что имеют в виду европейцы, поклоняясь современному искусству, непонятно совсем.

Тут у нас недоработка, потому что в целом либеральная интеллигенция превосходно объясняет, в чем достоинство европейства, но суть постхристианской религии Европы осталась неразъясненной, и это нервирует. Мы, конечно, почти каждый день пишем о выставках современного искусства, но что значат выставленные там произведения, яснее не становится. Я, честно сказать, полагаю, что ничего, и это "ничего" и является сердцевиной их ритуалов. И как бревно неким магическим, но и понятным образом изоморфно тому, что оно символизирует, так и абстрактное изделие из полиэтиленовых соплей в силу своей способности означать что угодно, изоморфно принципу свободы как несвязанности никакими отношениями.

Я так полагаю, но сказать боюсь, потому что такой идеал трудно полюбить. Мне кажется, что с формулой "Нет ничего высшего, кроме высшего Ничего, и лик Ничего соплив и противен" далеко не уедешь в смысле прививания любви к свободе, и так мы опять не станем Европой. Хуже того, вместо любви к свободе может развиться удручающая жажда понятного высшего идеала, а от нее, как нам давно объяснили Деррида и Лакан, прямой путь к культу личности. Вот ведь до чего может довести неприязнь к современному искусству, если задуматься!

Илья РЕПИН
КУКРЫНИКСЫ
Юрий АВВАКУМОВ
ABC-КОНСАЛТИНГ
АЕС+Ф
Татьяна БАДАНИНА
Константин БАТЫНКОВ
Сергей БРАТКОВ
Дмитрий БУЛНЫГИН
Ирина ВАЛЬДРОН
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Александр ВИНОГРАДОВ
Дмитрий ГУТОВ
DEADLINE
Филипп ДОНЦОВ
Владимир ДУБОСАРСКИЙ
Анна ЕРМОЛАЕВА
Владислав ЕФИМОВ
Анатолий ЖУРАВЛЕВ
Вадим ЗАХАРОВ
Константин ЗВЕЗДОЧЕТОВ
Илья КАБАКОВ
Екатерина КАНДЫБА
Елена КИТАЕВА
Марина КОЛДОБСКАЯ
Александр КОНСТАНТИНОВ
Ирина КОРИНА
Валерий КОШЛЯКОВ
Олег КУЛИК
Татьяна ЛИБЕРМАН
Дмитрий ЛИОН
Игорь МАКАРЕВИЧ
Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО
Александр МАРЕЕВ
МАРТЫНЧИКИ
Ерболсын МЕЛДИБЕКОВ
Вячеслав МИЗИН
Борис МИХАЙЛОВ
Андрей МОНАСТЫРСКИЙ
Игорь МУХИН
Владимир НАСЕДКИН
Викентий НИЛИН
Тимур НОВИКОВ
"НОВЫЕ ТУПЫЕ"
"ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ"
Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ
Егор ОСТРОВ
Группа ПГ
Павел ПЕППЕРШТЕЙН
Александр ПЕТРЕЛЛИ
Илья ПИГАНОВ
Виктор ПИВОВАРОВ
Виталий ПУШНИЦКИЙ
Общество "РАДЕК"
"СИНИЕ НОСЫ"
"СИНИЙ СУП"
Константин СКОТНИКОВ
Леонид СОКОВ
Ростан ТАВАСИЕВ
Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН
Давид ТЕР-ОГАНЬЯН
Олег ТИСТОЛ
Леонид ТИШКОВ
Ольга ТОБРЕЛУТС
Александра ТУРЕЦКАЯ
Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ
Аристарх ЧЕРНЫШОВ
Ольга ЧЕРНЫШОВА
Илья ЧИЧКАН
Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ
Александр ШАБУРОВ
Игорь ШЕЛКОВСКИЙ
Сергей ШУТОВ
Программа ESCAPE
Группа Э.Т.И.
Василий ЦАГОЛОВ
Иван ЦЮПКА
Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ

Аннотация | Текст проекта | Иллюстрации | Список художников | Реплики
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © 2006 Группа «Синие носы», Guelman.ru
Создание и поддержка - GiF.Ru
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1