Вячеслав Курицын

Новые русские ушли, если ушли. И если вообще приходили.
В кинотеатре "Кодак-киномир" состоялась презентация филиальчика магазина "Мир новых русских" и одновременно "Нового русского букваря".


Магазин "Мир новых русских", имеющий уже три помещения, это замечательный московский аттракцион, торгующий фарфоровыми кредитками "Гжельский экспресс", палехскими шкатулками с сюжетами "Новые русские играют в пейнтбол", статуэтками распальцованных пацанов, фаянсовыми пейджерами и расписными блюдами с солнышками от Версаче в центре. Все жутко дорого, но зато - воспользуюсь словосочетанием из "Нового русского букваря" - это реальный "уникальный эксклюзив", нигде кроме как в Этом Городе ничего подобного найти невозможно.

"Новый русский букварь" это проект Кати Метелицы (идея и руководство авторским коллективом) и Виктории Фоминой (картинки): и впрямь букварь, где крупным кеглем начертаны буквы и нарисованы начинающиеся с них предметы, где расставлены все ударения, разведены все понятия и скурпулезно перечислены синонимы слов BMV и мобила. Только мир, описываемый этим букварем, тот самый - к которому отсылают фарфоровые пейджеры. Лялька лечила лоха. В лавэшнике лимон. Мама мыла мерс. Папик правильно поднялся. Запомни слова с сочетанием -оро-! Отморозок, отмороженный, корова, ворона, моторола, оборотка, короче. Короче, продукт, взыскующий аутентичной рецензии: клевую телки склеили библу.
"Новые русские" - это... С этим труднее. И в пресс-релизе к "Букварю" и, не знаю, в настроениях телевизионных-газетных обозревателей царят похоронные нотки: новые русские, дескать, уходящая натура. Но была ли эта натура хоть когда либо реально пришедшей или лишь в кислотных приходах являлась тем, кто сочинял изысканные байки о стреле, забитой на вершине Эвереста, или о торговцах полосатыми палочками? Где живет новый русский? В анекдотах, прежде всего, в сочинениях писателя Пелевина, в "нашем новом кино" и в репризах эстрадных кривляк. Результирующий типаж сочетает в себе одновременно характеристики камикадзе-быка, который лущит по трассам "Запорожцы", и цивила-арбузодела (арбуз это миллиард: ср. с лимоном), имеющего на Рублевке избушку под ключ и посещающего ни "Титаник" вовсе, а балет в Большом. Конечно, между первым и вторым существует конкретная иерархическая, а иногда и генетическая связь, но в одной личности в одно время такие типажи не могут сталкиваться часто. Новый русский, в общем, это просто среднестатистический бандит, в котором преувеличено все: тупость, сметка, физические данные, богатство, стихийная буддистская мудрость (в букваре мило утрирована эта многовалентность персонажа: между "па-цан" и "па-яль-ник" на "п" есть "па-ра-диг-ма"). Если эта натура и впрямь уходит, то потому, что уходит из жизни сама возможность беспредельной преувеличенности: с осени всего стало как-то резко поменьше.
Новые русские - единственный созданный (или воспринятый) за последние годы народным сознанием герой, объективный миф. Причем перед нами случай, когда слово "народ" легко заменить словом "интеллигенция": это она мстительно выставляла хозяев жизни дурачками, это она почувствовала в них ураганную историческую силу (и в подсевше-шестидесятнических своих образцах полюбила целоваться с ними в Шереметьево, когда они возвращались, гремя голдами, после оправдательных переговоров в американских-европейских вежливых судах), это она - уже более молодая ее часть - помогала им придумывать язык (новая русская феня мало напоминает уголовную, зато близка к энергичному компактному сленгу поколений икса и игрека), это она - в самом брезгливо-либеральном изводе - терпеливо ждала, морщась, когда они пожиреют, опомнятся и будут отдавать детей учиться исключительно в РГГУ. Мы прожили с этим мифом целую жизнь, а следующую, как известно, начинать не всегда легко. Правда, есть повод для оптимизма: в грянувшей исторической яме у нас будет время выработать понятия о герое посимпатичнее. Пусть он представляет тающий, как лед в виски, а значит и подходящий для мифологизации "средний класс".
Авторы же анекдотов уже довольно давно почувствовали, что с new russian надо бы как-то завязывать. Помню, летом возникла примечательная телега: о том, как на перекрестке останавливается один шестисотый, в него врубается другой шестисотый, хозяева долго вертят граблями, а потом один спрашивает: "Слушай, брат, а где же "Запорожец"? Очень смешно, по-моему, но не до конца исторически корректно: у меня, например, так и нет своего шестисотого. Зато уже в новейшие времена всплыла социально ответственная история о новом русском, который поймал золотую рыбку и требует от нее исполнения трех желаний. "Не, мужик, - бает рыбка, - Кризис, реструктуризация. Одно давай". Подумал новый, говорит: "Хорошо, одно. Хочу, чтобы все у меня было". А рыбка ему: "Ты чо, мужик? У ТЕБЯ УЖЕ ВСЕ БЫЛО!"

Время МН


СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

SpyLOG

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1