СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 46 02.03.2000


  • Сенсация: Букеровский комитет против присуждения Малого Букера?
  • Присуждены Солженицынская и Пушкинская премии
  • Басня про Путина
  • Бычков подал в суд на кинокомпанию "Гоном"
  • Сапгир на "Вавилоне", Байтов у Левина

БОЛЬШОЙ БУКЕР ИСПУГАЛСЯ МАЛОГО?

Русская Букеровская премия по литературе присуждается (присуждалась), как известно, по двум разделам: Большой Букер (за лучший русский роман) и Малый Букер (номинация каждый раз меняется - то за сборник рассказов, то за журнал, то за мемуар и т.д.; молодой Пелевин, кстати, получал давным-давно Малый Букер за "Синий фонарь"). У Малого Букера есть отдельный спонсор: частное лицо английской национальности, родственник одного знаменитого писателя. Последние годы Малый Букер стал несколько отходить от Большого: появился Совет по Малому Букеру, который определял шорт-лист, а уж из шорт-листа выбирало лауреата Большое жюри (в случае Большого Букера оно и шорт-лист само определяет). И так случилось, что в последние два года были скандально плохие Большие шорт-листы и отменные листы Малые, и многие ехидные наблюдатели всласть в этой связи над Букером и его жюри похикикали. Не это ли стало причиной решения, которое официально не объявлено еще, но слух о котором упорно циркулирует второй день: Малого Букера больше не будет? Тем более, что в этом году Малый Букер предполагался за "литературный проект", а это словосочетание, боюсь, покорябало чьи-то высоко воспитанные сердца.
Суть слуха изложено мною в письме, отправленном секретарю букеровского комитета филологу Шайтанову.

Уважаемый Игорь!
Я - редактор сайта "Современная русская литература", а также действительный член Академии Российской Современной Словесности и дважды номинант шорт-листа Малого Букера.
За последние сутки я получил три письма от читателей, обеспокоенных слухами о том, что закрывается премия Малый Букер. Насколько мне известно, Букеровский комитет, секретарем которого вы являетесь, отправил спонсору Малой премии письмо, в котором выражает недвусмысленное сомнение в необходимости дальнейшего присуждения Малой Букеровской премии.
Обращаюсь к вам как к официальному лицу с просьбой опровергнуть или подтвердить эти сведения.
С уважением Вячеслав Курицын

Посмотрим, какая последует реакция и последует ли она. Кроме того, стало известно, что и положение о Большом Букере редактируется: в частности, будет официально объявлено, что Интернет-публикации НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ… Завтра, 3 марта, я готовлю выпуск ИА "Культура": сообщу о развитии событий.

ПУШКИН АДЕКВАТНЕЕ СОЛЖЕНИЦЫНА ?

Объявлены лауреаты двух номенклатурных премий по литературе: Солженицынской ($25000) и Пушкинской фонда А.Тепфера (DM40000). Номенклатурных - это значит присуждаемых не за конкретное произведение (как это происходит в премиях А.Григорьева, Букеровской, Антибукеровской), а по совокупности, за красивые глаза, за выслугу лет, за заслуги перед лит-рой.
Солженицынскую (третью по счету) получил Валентин Распутин, пожилой иркутский писатель-почвенник, произведший свои главные (и достаточно средние) тексты лет 30-40 назад. Решение нельзя назвать даже скандальным: оно никакое. Говорят, Александр Исаевич хотел дать премию Распутину сразу, но два года жюри удерживало его от этого кислого шага: в первый год приз достался филологу Владимиру Топорову, во второй - поэтессе Инне Лиснянской. Распутин, как фигура, когда-то боровшаяся в меру сил с коммунизмом, а в перестройку с аэробикой… Ой, даже не знаю, какой сделать вывод. Утихаю.
Немецкая Пушкинская премия - институция более продвинутая. Ее получали Битов, Саша Соколов, Пригов с Кибировым. В этот раз лауреатом назван хтонический мистик Юрий Мамлеев: решение по обыкновению грамотное, продолжающее выстравить "битовский" ряд предпочтений (именно отец "Пушкинского дома" - серый кардинал Пушкинки).

ВДАЛИ

Утрачены и разрушены почти все мои связи с внешним миром. С компьютерами я прекратил общение в 87-м году, когда ещё только начинались у нас персональные модели. Я работал на больших машинах серии ЕС, и сейчас даже и не могу заставить себя подойти к экрану и нажать какую-нибудь кнопку.. Слово "картридж", которое то и дело употребляет в разговоре мой сын, вызывает во мне филологическую и моральную панику. Во всех явлениях, с которыми я сталкиваюсь, я начал подозревать двойственность: неравенство, нетождество видимости предмета и его сущности. Когда я вижу нищего, я думаю, что это не нищий. То же самое я думаю, видя милиционера, министра, журналиста, депутата, президента - и так далее.
Пять статей автора Списка Ста Николая Байтова на странице Левина.

СПЯЩИЙ

Книга прозы Генриха Сапгира "Летящий и спящий", изданная в 1997-м году НЛО при живом авторе, появилась в сети - на "Вавилоне" - после его смерти.

ПУТИН ФЕЛЬЕТОНИСТАМ НЕ ДАЕТСЯ

Врагов активно мочили в сортирах и так в этом деле преуспели, что любо дорого смотреть. Бывало, зайдет какой-нибудь обыватель в туалет типа сортир, отмеченный на плане буквами Мэ и Жо, а там - пара-тройка вражьих трупов валяется, "Градом" побитые.
Это Сергей Варшавчик на "ДедлайнРу" публикует басню про Путина. Результат, как видим, плачевный: я еще лучшие строчки процитировал; в них две цитаты - из Путина и из "Бриллиантовой руки"; без цитат кислее текст. То есть уж не знаю, насколько следует цитировать дальше, вспоминать проклятый вопрос "Кто вы, мистер Путин?", но ответы типа "Грядущий диктатор", как продемонстрировал г-н Варшавчик, мимо реального Путина летят и художественного смысла не имеют.

РУКИ ГЕЙШИ

Хуже назойливой гейши
В жару не встретишь. Вот разве:
Мигающий баннер.
Это стишок Павла Безбородкина в литературной газете "Фиолетовые руки", ссылку на которую Павел и прислал. Стишок, по-моему, замечательный, только зря назван хокку: даром Алексей Андреев в своей классической статье объяснял, что произведение этого жанра обязано начинаться с описания контекста (времени или места). Типа:
Полдень. Похмелье крепчает…

РОДНЯНСКАЯ О ПЕЛЕВИНЕ

Сергей Костырко недоуменно прислал ссылку: почему в коллекции рецензий на "Поколение П" нет статьи Ины Роднянской из "Нового мира". Публикация действительно серьезная - каюсь и исправляюсь.
Схема и набор амплуа плутовского романа позволили Пелевину сломать основную модель прежних, антитоталитарных дистопий, у истоков которых стояла Поэма о великом инквизиторе. В центре их (и у Замятина, и у Хаксли, и у Оруэлла, и у Брэдбери - да и у самого Пелевина в "Омоне Ра") была непременная очная ставка прозревающего героя, носителя человечности, с главным идеологом неприемлемого мира, держащим руку на пульте управления. В новом романе нет ни такого героя (вместо него - пикаро), ни такого верховного жреца, ни такого центрального пульта…
Сам же Пелевин приехал из Кореи (Южной), где пребывал три месяца в монастыре, кушал рис и водоросли. На Новый год якобы дали кусок пиццы и банку "Кока-колы". Утверждает, что встретил 2000 год, совершая кросс по пустому серому шоссе, на котором была нарисована толстая оранжевая полоса. И про рокировочку Ельцина-Рутина будто бы узнал 10 дней назад. Счастливый человек. Медленно живет.

АКУНИН: ЕЩЕ ТРИ ПУБЛИКАЦИИ

Другой счастливый человек, Б.Акунин, живет, напротив, быстро. Вышел в "Захарове" новый детектив о Фандорине - "Коронация", вышла в "АСТе" книжка "Пелагея и белый бульдог", первый детектив новой серии, в которой преступления расследует монахиня. Первая часть "Белого бульдога": возможно, самое стильное, что сочинено Б.Акуниным; вторая несколько скомкана. А в апрельском "Новом мире" - акунинская пьеса "Чайка". О том, кто на самом деле Треплева убил. Можете пока погадать, кто. Все говорят - Аркадина. Ну а если нет?

ВОЛЧЕК В "РЖ"

С Митей Волчеком беседует Аркадий Драгомощенко.

НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ ПЕРЕЕХАЛА

Сайт Федора Францева "Новая генерация" сменил адрес

С КОМПЬЮТЕРОМ НА КАЛЬПИДИ

Два живых человек и две компьютерные программы (ну, тоже с участием живых людей) породили пять работ на конкурс "Кальпиди?"

КИНО: САЙТ ТОЧИЛИНА, СУД БЫЧКОВА

Петр Точилин, режиссер удивительного фильма "Употребить до" (см. рецензию Саши Бло), открыл сайт - свой, своего фильма и нового немого кино. Очень советую. Красивый очень сайт.
А прозаик Андрей Бычков подает в суд на компанию "Гомон", которая будто бы украла у него сценарий "Нанкинский пейзаж" и сняла фильм "Между ангелом и бесом" с Депардье. На сайте Бычкова есть рассказ, который лег в основу сценария, есть заключение эксперта из гильдии кинокритиков, но самих сценариев нет, потому самостоятельные выводы делать сложно. Но я в любом случае про Бычкова в схватке с ушлыми лягушатниками: наш.

НАШИ

Рецензия Олега Карелина на книгу "Москва-территория 2000" называется "Наши"