СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 42 04.02.2000


  • Новости метаметафоры: Кальпиди, Соловьев, Кутик
  • "Мама, не горюй!" Мурзенко, Гридасов из "Плейбоя"
  • "Мой тренер - Бренер" Артема Косого
  • Кузьминский и "Амстердам"

СТЫД

Фонд "Юрятин" (Пермь) выпустил книгу стихов челябинского поэта Виталия Кальпиди "Запахи стыда". Книга - шедевр полиграфического искусства: коробочка, два плотных томика, покрытых супертонкой пленкой, вклеенные иллюстрации. Томики черный и желтый, в одном из них "черная запись", в другом - "желтая запись" как бы одного набора текстов (стихи с одинаковыми названиями типа разыграны дважды). Тираж 500 экземпляров, в Москве несколько штук еще продается в магазине "Гилея"; но есть на свете (или где?) интернет: электронная версия книга уже размещена на своей странице Александром Ивашневым.

Они опять стоят, затылками касаясь,
истраченный старик и девушка.Любовь
по ним прошла зачем, нечисто улыбаясь,
показывая смех бесшумный, словно кровь?
За что они вдвоем из темноты терпели
то ласку, то толчки невероятных тел?
Куда она лежит на старческой постели,
а он за что над ней, взлетая, не взлетел?

В предисловии Кальпиди пишет - "Книга предельно сужена тематически и лексически", - так оно и есть. Поэт с невероятно богатым словарем, Кальпиди и в "Запахах стыда" виртуозен, но более скуп в выборе слов (многажды повторяется в книге рифма "кровь-любовь"), а предмет речи в большинстве стихотворений - половой акт (с которым иногда соперничают три постоянные темы поэта - город, насекомые и дождь/снег). Настойчивый мотив обоих "записей" - истраченность и стертость, выпитость крови, вообще книга производит впечатление конца витка спирали, возвращения из небесных контекстов (которые особо расширились в двух предыдущих работах Виталия - "Мерцании" и "Ресницах") в драгоценное теплое пространство между одеялом и простыней. А стихи, вылущенные из этого обращения, - еще и сомкнуть гробиком коробки...

Неделю назад я писал о трех поэтах, что стали лауреатами премии А.Григорьева, да рядил о том, кто из трех больше достоин премии главной; и подумал сейчас, какая колоссальная разница между стихами всех лауреатов и тем, что делает Кальпиди: вот появляются раз в несколько лет с Урала плотные его томики, напоминая о том, что такое настоящий поэтический масштаб. После "Запахов стыда" кажется, что следующее напоминание будет в лучшем случае не скоро.

Меж тем в первом номере "Уральской нови" за этот год Кальпиди написал строго-хтоническую статью о необходимости сепаратизма Уральской культуры: прежде чем судить о ней "дискурсивно", вспомните, что такой жест не только соответствует имиджу очень-самостоятельного-волка Кальпиди, но и подкреплен тем многим, что сделал для Урала Кальпиди-культуртрегер. Статья здесь: почитайте, она сугубая и сопровождена мнениями нескольких уральских литераторов.

А у нас по такому случаю отремонтирована страница Виталия Кальпиди.

БРОД

Принципиальную книгу выпустил и мюнхенский житель Сергей Соловьев, имеющий, как и Кальпиди, отношение к поэтике "метаметафоризма" (издатель - журнал "Комментарии"). В книге несколько стихотворений, множество картинок, большие прозаические куски, а львиную долю объема занимает проект "Лабиринт" - сооружение, гигантское сплетающее пространство со временем, и представленная как схемами (фрагмент на картинке), так и обильными теоретическими рефлексиями. Куски этой работы печатались и в журнале "Комментарии", но сейчас архив соответствующего номера не отмыкается, потому даю ссылку на соловьевскую прозу "Четверг обитания". А вот рецензия на "Книгу", напечатанная на "Вавилоне" Дмитрием Бавильским. Соловьев говорит, что в 2002 годук в Ростоке к фестивалю парковой архитектуры лабиринт этот будет построен в натуре. Путь будет так.

СОЛЬ
Тот же Бавильский публикует в "Уральской Нови" стихи еще одного "метамета" - Ильи Кутика про смерть трагедии, свою беседу с Кутиком и статью Парщикова о Кутике "Эпос. Резина на дороге. Запах навоза, силоса и бензина, вращающиеся цистерны пролетающих цементовозов, гуси в абрикосах. Морская соль на ключицах подруги, вино, вино, вино, вино, вино, вино, вино, вино, вино, вино, вино, неоновое салатное вино. Миражная жара, Пылевые свечения гемоглобина в воздушном океане - сверхъестественные".

СМЕРТЬ?

Тот же Бавильский открывает у нас сегодня авторскую рубрику "Изголовье Бавильского", в которой будет публиковать разного рода списки. Первый список посвящен насущной проблеме Бессмертия.

СЛЕНГ

Неделю назад я включил в Список Ста Константина Мурзенко, рассудив, что должен же быть там хоть один киносценарист. Мурзенко - лучший, как бы это выразиться, имитатор нового русского языка; кмс по этому виду Пелеdин - большой мурзенкин поклонник. На "ВГИКе" кстати напечатан его совместный с М.Пежемским сценарий "Мама, не горюй!".
"Но я сказал - я по всем понятиям прав - или меня вы сейчас пакуете - я пакуюсь, или мне тревожно станет - я тогда сирену дам легко, потом посмотрю на твоих щенков... И давай, тормоза мне не обрывай, и так дымятся..."
В субботу, 5 февраля, по РТР фильм по сценарию Мурзенко: "Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь".

ДУХ

В серии WWW издательства "Геликон+" вышла книжка Сергея Солоуха "Картинки": ремейки рассказов А.П.Чехова. Очень изящная проза.

ВИЛК

Рассказик Станислава Гридасова "Вилка" появился в "Просто текстах": очень лирический текст, хотя и публиковался в "Плейбое".

ТРАХЪ

Я хочу отомстить за Монику Левински Ее жестоко обидел Клинтон Обесчестил еврейскую девушку Агентку Массада и ЦРУ Я хочу придти в Белый дом И застать его в купальнике Цветов американского флага Приставить пистолет к седеющей голове И попросить сыграть для меня на саксофоне

А вот цикл стихов Артема Косого "Мой тренер - Бренер" весьма, наоборот, неприличен. Чудом нашлось несколько строк про Монику безо всякого мата. Мат, впрочем, обусловлен темой - как же еще писать послание автору "Моего влагалища".

ДЫМ

"Что лучше всего? В конце апреля или в начале сентября, солнечным ветреным днем, выйти из Московского вокзала, с каменной мордой мимо таксистов, к трамвайной остановке на Лиговке. Поставить нетяжелую сумку на морщинистый асфальт и почувствовать как исчезает, словно чеширский кот, все вагонное и довагонное; свежий влажный воздух смывает железнодорожный пот со лба точно так же, как первая питерская затяжка отбивает вкус железнодорожной гастрономии (курица энд яйца). Ты один. У тебя нет, не было, и никогда не будет семьи, карьеры, друзей, дома, родины, тебя самого"...
Это "Третья книга эссе" нижегородца Кирилла Кобрина на сайте "Нового мира". Знакомое мне ощущение - связанное с чуть другой географией: с путешествиями из Свердловска в Москву...

ПЫХ

Но нет на свете города лучше, чем Амстердам (см, кстати, в "ВестяхРу" заметку о медицинском применении конопли), и нет в России критика изысканнее, нежели Борис Кузьминский. Теперь он возглавил рубрику "Круг чтения" "Русского журнала" и публикует там рецензию на "Амстердам" И.Макьюэна, выпущенный "Независимой газетой".




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1