СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 28 08.07.99


  • smirnoff-букер - состав жюри и лонг-лист
  • андрей левкин написал книгу, а мы ее вывесили
  • "голубое сало-2" выиграли алексрома, sasha mailru и виктор сонькин
  • тетеринская подстава
  • девственниц определяют по теням
  • членов сетевых жюри - по лени
  • бориса абрамовича - по отсутствию в кране воды
  • мозг инженера гагарина
  • ударение в слове дискурс

БУКЕР ПОШЕЛ
Букеровская премия (за лучший типа русский роман 1998 года) официально стартовала сегодня - пресс-конференцией, на которой были представлены члены жюри и список текстов, выдвинутых на сей раз номинаторами. Вообще, называется премия отныне Smirnoff-Букер и финансируется производителями соответствующей водки.

Жюри такое - председатель Константин Азадовский, филолог из Питера (проницательный Немзер писал в рецензии на "Поколение П", что Пелевин назвал там главного проходимца Азадовским, чтобы потом говорить - де, Букера не дали, потому что председатель оскорбился). Также в жюри входят поэт и ученый Ольга Седакова, профессор Хельсинкского университета Пекка Песонен (зимой я жил в Хельсинки в университетской гостинице, там типа код на воротах сменили, пришлось мне через них лезть; на следующий день рассказал Пекке, а он, оказывается, тоже лазал через них лет двадцать назад, когда в гостиницу не мог попасть Виктор Некрасов, который сам почему-то не полез), актер, режиссер и писатель Сергей Юрский (вот речь, сказанная им самим за получение литпремии за рассказ)и прозаик Ольга Славникова, которая сама в позапрошлый раз состояла в букеровском шорт-листе.
А с длинным листом у меня накладка - должен был получить файл с ним от букеров сегодня (потому и новости в среду включать не стал), а тут с почтой засада, и все письма, присланные за последние два дня, у меня сначала не открывались, а потом убились. Но дело будет скоро поправлено, и длинный лист вы прочтете здесь.

УБИЛ БЫ В ЯНВАРЕ
Моя Матильда, лучик на ковре! Окно наружу с видом на обои! Когда господь любил бы нас обоих, Он нас убил бы в этом январе!

Это стишок Линор Горалик, победивший в "Тенетах" по итогам голосования сетевого жюри в категории отдельных стишков. Вот итоги голосования сетевиков по всем номинациям. Честно говоря, не очень интересно. Сетевики оказались ленивы и нелюбопытны, судя по тому, какому маленькому количеству участников каждый из них выставил оценку. Такое впечатление, что каждый голосовал "за своих" - но даже если оно обманчиво, интереснее результат не становится.
Так называемое "профессиональное жюри" проголосовало пока только за критику, но зато там была реальная работа - все клеточки заполнены. Результаты явно более вменяемые, чем у сетевых коллег. Победил Андреев с отличной статьей про хайку и с совершенно неприличным результатом - все шесть жюрящих дали ей пятерки.

Утро.
Твои колготки брошены на компьютер.
Буквы сквозят через ткань.

СО ШТАМПОМЕРОМ НАПЕРЕВЕС
Конкурс "Голубое сало-2" завершен. Конечно, Алексрома с его супер-муперпроектом по клонированию писателей с помощью делицынской штампомерины, заслуживает наград небесных, это не в моей пока власти. Два других победителя - Sasha Mailru, склонировавший гиперЯркевича (Саша, киньте мыло, пожалуйста), и Виктор Сонькин, приславший целую авоську клонов, порожденных им в соавторстве с другими хорошими людьми. Все победители получат "Голубое сало-1" В.Г.Сорокина.
А на Факру меж тем завелись коллеги - сайт скин-имитации.

МОТЫЛЕК СУХ, А Я ЕЩЕ НЕТ
Тетерин подкузьмил. Я не собирался больше упоминать злодея Чернова, центрального персонажа пурги вокруг "Голубого сала", а Тетерин новый выпуск "Арт-манифестов" посвятил именно ему и его дурацкому роботу. И на другого злодея - Простоспичкина - там ссылается. Се ля ви, как говорят в Перми.

Что же… Заодно уж и отвечая всем, приславшим письма с вопросом "Что это за люди?", скрипну сердцем, что не только Заслуженные Сетевики (что, учитывая их поведение, может казаться ругательством), но и вполне талантливые писатели. Вот, скажем, афоризмы Чернова -

Запомни, что, когда собака и кошка играют с одной мышью, мышь быстро угасает и вместо нее появляется единорог.

Если погонишься за двумя зайцами, ничего не поймаешь. Погонишься за тремя - белым, серым и черным, - поймаешь одного.

Все остальное у него мне меньше понравилось, хотя тоже ничего, но афоризмы, по-моему, шедевральны. На простоспичкинские описания поеданий младенцев есть ссылка у Тетерина. Оба эти двое типа мистики, "кастанедовцы" такие здешние. Чем отчасти объясняются их повадки - у нас мистика традиционно черная, нервная, загрузная (взять Дугина того же), чего, например, о Кастанеде не скажешь.

Дон Хуан и Дон Хенаро Повалилися на нары…

КЕЛЬТ-2
Автор стишков про дона Хуана, член Списка Ста Верников, имеет кличку Кельт. Существует еще один Кельт, Евгений ИЗ, имеющий страницу на АКМ. Прочел наконец два его текста я. Один - "Алджира". "Я, наконец, после нескольких часов оцепенения повернул голову направо. На моём плече сидела крупная красная саранча". "Глаза неваляшки стали расти, проходя фазы женских миндалевидных, кошачьих со зрачками-щелями, птичьих ужаснувшихся, осиных сетчатых. Эти глаза поползли по лицу, меняя размер и скорость, дымясь и испаряясь, делясь на более мелкие". "Поток есть поток, хоть ты весь переебись". "Умер в нательной тайге. Убили мостом. Волки живут с кроликами под видом сестер страстотерпия". Написано, то есть, интересно. Начинается вот так - "Иззатаилась единая мембра от вирил ад Руфуса скорбь. Бесконечныз труд - его говорят, Альтен, Новус! Попут слизьл" - типа как предвосхищая "Голубое сало". Много секса, насилия и галлюциногенов. Но нет ощущения целостности проекта ("и величия замысла": - хихикает лирическое Оно) - бесформенно как-то. Потом прочел "Некоторые виды размножаются пиздежом". Название гениальное. Даже есть намек на сюжет. Но все равно остается ощущение недоформованности, что ли. Мессадж растекается, как пот - в Москве жара так и жарит…

Дальше тоже буду Кельта почитывать. Сам он из Луганска ("Заря", Ворошиловград).

ШЕРШАВ
У Кузьмина открылась страница Виталия Кальпиди. Как славно перечесть любимого автора!

Девственниц в этом городе определишь по теням,
оные окантованы иначе, чем у других
женщин (учти коррекцию, действующую по дням
пасмурным, менструальным - во-первых и во-вторых).
Жизнь в этом псевдогороде вышла из берегов
и затопила поймы смерти, перемешав
сроки своей селекции, и легкие стариков
трутся о сизый воздух, который и так шершав.

Вообще, если в мире так много хороших стихов, значит, все не зря. Не так типа плохо на сегодняшний день.

СТРАСТНА
Еще у Кузьмина три книги Веры Павловой. Никто так много не пишет про трах и вокруг.

Исполнил меня, как музыку, и, голый, пошлепал в ванную. Смотрю - из его кармана высовываются мои трусики.
Ворье, собираешь коллекцию?
Вытащила, заменила
парадными, чтобы милому
запомниться великолепною...

БЕСПОЩАДЕН
Максим Соколов на "И-К" - о взаимоотношениях Лужкова и Кремля. Не пропаганды ради, а побаловать стилем для:

если в кране нет воды, то это не потому в Мосводоканале слишком много крали и слишком мало занимались регламентными работами, но исключительно потому, что воду выпил Борис Абрамович.

Кстати, Соколов теперь ведет авторскую рубрику - где бы вы думали? - в автомобильном журнале "Драйв". В последнем номере он опровергает утверждение, что баба за рулем хуже танкиста на танке. Там не так интересно, строку гонит, но забавности не лишено.

ВЕСЕЛЫ
Еще о Факру - там теперь есть раздел, где популярные книжки типа "Дианетики" и "Старика и моря" своими словами перелагаются. Постмодернизм без берегов. Дело было ище до войны. Один рускаязычный чуваг нарастил мозгЪ конкретно и выдал Изобритение. Суть онаго состояла в приборе, каторый мог хуячить направа и налева лучом неслабым но узким - да так что разъебенивал вдрызг любуйу уважаущую себя материю...

УДИВЛЕНИЕ
Весь выпуск получается то с матом, то про секс. Это в такую жару-то… Ну и картинка пусть будет соответствующая - неодетые тела. Это китайское искусство в Венеции. Я про биеннале статью в "РЖ" написал.

И ВЕДЬ ПРИ ЭТОМ
Еще можно процитировать было бы из Стеллы Mоротской-2… Она же Фита.

Без кожицы, призывно беззащитна,
обманчиво невинна в соблазненьи,
она желает впиться прямо в губы,
измазать ярким, несводимым соком,
оставить след, излиться на лицо,
как мальчик, насмотревшись порнофильмов,
в фантазиях, которых сам стыдится.

Фита написала.

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ЕЩЕ И ЕЩЕ

Над невской башней тишина.
Она опять позолотела.
Вот едет женщина одна.
Она опять подзалетела.
Все отражает лунный лик,
воспетый сонмищем поэтов, -
не только часового штык,
но много колющих предметов.

Это Лев Лосев в "Новой Юности".

НАШИ: ПГ
Состоялась официальная презентация сайта "Голос ПГ". Великолепный дизайн Каталкина плюс несколько чистых топ-директ-сердец. Фальковский пишет программную статью, о том что глянцевые журналы перестали быть эстетически и энергетически актуальными.

НАШИ: ЮЛЯ И МИТЯ
Открылся в гельмановском околотке и про музыку сайт. Юля Бедерова и Митя Ольшанский будут рассказывать нам новости. Юля написала для начала плавный текст про Белые ночи в Питере: получите удовольствие. А Ольшанский еще и в "РЖ" наяривает. О чем он там написал, как думаете? Правильно - о Пелевине и Сорокине.

ДИСКУРС - КУДА СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ?
Я ставлю на первый слог, то есть как бы неправильно. Правильно вроде как на последний - слово французское. Почему? Ну смотрите - существует много слов, которые мы произносим "неправильно". Гармонию и творог не там ударяем, что-то такое. Почему так получилось? Ну вот так - история так пошла. "Исторически сложилось". "Неправильно" ударяя ныне дискурс (а ударение на первом слоге имеет довольно много сторонников), мы оказываемся субъектами завитка истории языка, попадаем в ее складку. Волшебное ощущение!

А что касается значения этого не всегда легкого слова… Вот Андрей Левкин пишет в одном рассказе о случайной фразе. Она - "вкрутилась в человека, и все это расположение букв, звуков и слов внутри него оказывается чем-то похожим на каркас, оказавшийся то ли в печенках, то ли в грудной клетке. Сами слова и буквы забудутся, а эта штука останется" Эта штука и есть дискурс.

ТИХИЙ ПРОИШЕСТВЕННИК
Вот самое главное - вывешиваем целую книгу Андрея Левкина (ныне шире известного в качестве политического журналиста) и открываем его страницу! Это поразительный, совершенно эксклюзивный, мистически-медативный и при этом светлый (см. сетования выше) и вообще топ-директ-сочинитель.




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1