СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
ИВАН ДОНЦОВ ДАЕТ ПРИКУРИТЬ ИХНИМ ФРАУ АРХАНГЕЛЬСКИЙ И НЕМЗЕР СТАВЯТ ПЕЛЕВИНА НА МЕСТО Сурово обошелся с "Поколением" Андрей Немзер ("Время-МН", 26 марта). Текст мы публикуем, и вообще см. в левой колонке выходы на известные нам отклики на роман (и шлите свои отклики и ссылки, кстати). Сформулировано несколько убийственных типа претензий. Первая: Пелевин пишет на "волапюке серых переводов с английского". Вторая: Пелевин в "Поколении" все так же (склеивает сюжет из анекдотов) и о том же самом (буддизм, замороченный на компьютерах и Кастанедушке). Третья - нравственная: герой "Поколения" постигает, что обладание деньгами и есть соитие с богиней Иштар, что добро есть зло и наоборот, что во всем этом есть мучительная тяга к "крутым", смешанная с готовностью-возможностью в любой момент отойти в сторонку. В общем, инфантилизм. Это основное. Есть еще вздорные упреки типа, что Пелевин дал главному злодею фамилию Азадовский, совпадающую с фамилией нового председателя Букеровского жюри, типа для шантажа. Дорогой Андрей Семеныч! Этот упрек вас не красит. Тот факт, что вы вычитываете в чьем-то сердце готовность к шантажу, говорит единственно о том, что вашему сердцу известны - теоретически лишь, конечно, я без намеков - такие злодейские фигуры, а вовсе не о сердце того, кого вы решили уличить. Так что, по существу. Первое: Пелевин действительно пишет элементарно, "стерто". Это совершенно нормально, если иметь в виду баснеобразность и притчеориентированность его сочинений: жанр такой. Это совершенно не мешает создавать упоительные куски: скажем, диалог Березы с Радуевым или клип про Бисинского, и вообще все главы про институт пчеловодства (не случайно именно их издатель распространял до выхода романа в качестве рекламы) это настоящий праздник именно языка. Другое дело, что роман написан неровно, недостаточно отредактирован и т.д. "Вот он лепит: "Маска была удивительной красоты!" Очень оригинально. Двумя абзацами ниже: "Ковёр был удивительной красоты!" - замечает в моей гостевой книге БТР, и таких мелочей много. Но само по себе представление, что "примитивно" написанное не есть высокое худло, очень сомнительно. А если учесть работу, проделанную с рекламным базаром, так много определяющим в текущем языке, то "Поколение" без всякой натяжки можно назвать значительным явлением именно что СЛОВесности… Второе: Пелевин и впрямь повторяет из текста в текст схожие схемы, и к следующему роману это надоест, но пока еще явно нормально, учитывая тему: настолько плотно идеи буддизма, пустоты и наркоты легли на все эти масс-медиальные заморочки. Третье и главное. Сережа Кузнецов уже замечал, что Пелевин написал очень трагичный текст. Метафизическая пустота, окружающая человека, которые реально идет по дороге (будь то дорога духовного становления, карьеры, собирания денежек), замещение сознания технологией и пр. - это очень горячие проблемы, натурально раздирающие души тех, кто живет на острие времени и успел об этом задуматься (а сколькие еще не успели - и им Пелевин поможет). Как можно назвать предельно честный и жестокий базар об этих проблемах инфантилизмом и заигрыванием с крутняком??!! - у меня не хватает на удивление знаков препинания… Ну вот. Картинка эта из "Времени-МН", илл. к Немзеру,. ее нарисовал Ваня Максимов. Спасибо Андрею за новые версии по букве "П" из названия пелевинского романа: Пес, Постмодернизм, синоним конца, Попса и менее внятный Продукт. С учетом указанных в предыдущем выпуске, версий уже до фига. Другие предложения отправляйте в гостевую книгу.А НЕМЗЕРА И МЕНЯ ГЛАДИТ ПО ГОЛОВЕ АГЕЕВ В том же номере Марк Липовецкий пишет подробно о состоящем в Списке Ста Пригове Д.А. Как всегда у Липовецкого - хватает интересных отдельных наблюдений, но очень тяжелый стиль и совершенно скучная, обволакивающая весь постмодерн концепция диалога с Хаосом. КИБЕРПАНК ПРЫЩАВЫЙ СВАНИДЗЕ С МАЛАШЕНКОЙ ОБЕЩАН 37-й ГОД КРАСНОМУ ГРАФУ ПО МОРДАСАМ Это из подборки, посвященной мемуарам на рубеже типа тысячелетий, опубликованной "Вопросами литературы". СОВСЕМ УЖ МИМОЛЕТНОЕ КРИК ЗАМЕР НА ГУБАХ Это из книжки Игоря Иогансона "Крик", оформленной Арсением Сергеевым. Прелестнейшая книга - ее обложка воспроизведена здесь чуть-чуть даже больше натуральной величины. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ НИ МИНУТЫ БЕЗ СЕКУНД ИЗЛЮБЛЕННАЯ ПРОПАСТИНА МЕДВЕДЯ ИНТЕРНЕТОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ - МОСКВИЧАМ |