СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 55 11.05.2000


  • "Аварон" - глава из "ПИРа" В.Сорокина
  • "Сами по себе": бестселлер осени-2000
  • Сурки Бычихин и Кузьминский
  • Защита Дуни от сурков
  • Коллекция метафор из романа О.Славниковой
  • Стихи Левченко, диалог Григорьевой и Деготь

"АВАРОН" - ЕЩЕ ОДНА НОВЕЛЛА ИЗ НОВОЙ КНИГИ ВЛАДИМИРА СОРОКИНА

Пока www.sorokin.rema.ru печется, предлагаю вам еще один фрагмент из "ПИРА" Владимира Сорокина. Он называется "Аварон", посвящается Андрею Монастырскому и его прогулкам за город с разматыванием веревок и закапыванием будильников, окунает в детскую литературу тридцатых и повествует о том, как мальчик спас маму от тюрьмы и смерти. Блестящий текст. В загашнике у меня еще один: читайте через неделю.

"АД МАРГИНЕМ" ОТКРЫВАЕТ НОВОЕ ИМЯ

Второй день, забыв о "Лиге чемпионов", читаю рукопись романа Сергея Болмата (кельнский житель, недавний петербуржец) "Сами по се6е". Не дочитал еще, но текст романа появился сегодня в "Русском журнале", - спешу порекомендовать. Это боевик, в котором действует новейшая питерская моложежь и новые русские. Интонация может ассоциироваться с Квентином Тарантиной, но скорее она происходит от питерских сценариев Константина Мурзенко и отдаленно напоминает "Дар слова" Эргали Гера. Стилистика тревожит тень Владимира Набокова, пропущенного через камеру полного обскура с психоделическим душком. Некоторые сцены (связанные с рекламным текстоустроительством) заставят вас вспомнить "Поколение П", но, по-моему, тут еще бьется рыба традиции Вадима Шефнера. Словом, читайте обязательно. Первая глава - просто шедевр, дальше немножко сложнее. Дочту - расскажу. А книга выйдет ближе к концу лета.

ПРИБЫЛО ПОЛКУ ТЕХ, КТО СО МНОЙ

Десять дней провел я вне повсеместно протянутой паутины. Нет, не скучал - отдыхал, но иногда в грезах являлись какие-то ошметки соображений. В частности, подумал, что еще не представил своим читателям довольно давно существующий "День сурка" Дениса Бычихина в "Круге чтения": рубрику, в которой этот, с позволения сказать, дизигнер новой формации, перессказывает-рецензирует сетевые и офф-лайновые рецензии на книжки и статьи про литературу. Вернулся, глянул в сети, ан рубрику подхватил уже и Борис Кузьминкий. Что же: два жеребца для известных целей угвоздистей одного.
Появление этой рубрики (на которую, кстати, нельзя поставить отдельную ссылку - почему?) - это плетение среды. Вроде целые толпы пишут в Сети про Словесность, ан аукаться через степь особо не с кем.
Обозревателей, пишущих как про офф-, так и перо он-, очень мало. "Анти-Тенета" - непостоянны и к тому же периодически отходят в делириум гиксограмм (загляните, что у них сейчас на морде висит).
"Литературный дневник" был хил и логично загнулся. Макс Фрай обозревает почти только сеть и редко вступает в дискуссии. У Сергея Костырко один проект беспомощен, а второй хоть и содержателен, но развернут лицом чисто в офф-лайн. На "Обсервере" не столько обозревают, сколько упражняются в литературе. И все. Конечно, книжно-рецензионые рубрики в разных изданиях, деятельность Сергея Кузнецова и еще какие-то отдельные проявления контексутальности создают ощущение среды, но хочется прямого контакта: вчера написал, сегодня получил отлуп, завтра ответил. Тем паче, в Сети это так легко и естественно… Так что, всячески приветствуя деятельность сурков, несмотря а то, что они пишут много глупостей, и непременно буду с ними дискутировать. Прямо сейчас и начну.

ДУНЮ МУТУЗЯТ

Вот тут Кузьминский потрошит, аки стрынг штратратубба, книжного обозревателя "Афиши" Дуню Смирнову. По двум пунктам: Дуня, во-первых, пишет про старые книжки, тогда как книжные обозреватели должны писать про новые, а во-вторых пишет исключительно из контекста своей жизни, а не из контекста литературы, протекающей перед нами.

Для Дуни Смирновой - информационный повод то, что некая книга добралась до Дуни Смирновой, Дуня книгу пролистала или даже прочла и что-то по поводу книги подумала…

Мажор - это не обязательно тот, у кого богатые элитарные родители. Мажор - тот, кому с детства внушили, что он соль земли, красавец, бог и ангел и что все с его телом и душой происходящее безумно интересно, возвышенно, судьбоносно, все имеет общечеловеческую значимость.


А несколько раньше животрепал Дуню и дезигнер Бычихин.

Тотальное морализаторство слегка истероидного толка. Обязательные отсылки к тезаурусу мировой культуры. Все это исполнено в фирменной стилистике журнала "Лиза" - запанибрата и едва ли не со слезой. Видимо, в итоге должно получаться проникновенно и как бы умненько.

То есть претнезия та же: тезаурус и страсть вместо контекстуального профессионализма. И о том, что Дуня рецензирует старье, Бычихин тожен словоупотребил.

Дорогие сурки! Рипс, как говориться, и ныне там… Меня вы, надеюсь, не заподозрите в презрении к контекстуальному профессионализму: сколько времени я его насаждаю, как Петр картоху. Но вот тезис, с которым вы вряд ли будете спорить: сам то по себе эмоциональный каскардаж под видом рецензии ничуть не хуже конст.профа. Не мы ли с вами, сурок К-кий, отдали ему в свое время забубеннейшую дань? Дуня, во-первых, Хороший Писатель,и ее тексты уже этим интересны. Дуня во-вторых, несмотря на "истеричность", вполне внятный отставатель вполне внятных буржуазных ценностей: чего ж в этом дурного? Что касается "мажорства"… Это чуть потом.

Вы ответите: пусть, пусть она Хороший Писатель (хотя нам, Суркам, так не кажется), но всему свое место… "Афиша" - информационное издание, которое должно внятно и пр… Боря, но ведь книжки впрямь не фильм "Пися бранчливая", идущий в кино "Горизонт" в 13-нуль-нуль и никогда иначе. Они и впрямь лежат в магазинах долго, да и само чтение - процесс более протяженный, нежели просмотр голливудской ленты или прослуш концерта группы "Пчах". Оперативность хорошее качество, но в деле рекомендации книжек оно не столь принципиально, как в деле рекомендации выставок. По моему, в эпоху, когда заново возвращается мода читать лит-ру, важнее образ заинтересованного страстного читателя, нежели пунктуальность с годом издания. Почему вы обижаетесь, что в высокотехнологичном издании "Афиша" книжкам - нашей с вами любимой субстрации! - отдан привелигированный авторский статус? Это ведь скорее прекрасно. Дуня может раздражать своей избыточной самостью, но это уж удел всякой самости, не вам мне объяснять…

А, "мажорство". Есть немного. Но ведь журнал "Афиша" вообще не свободен от мажорства. Когда Света Кесоян, рекомендуя ресторан "Пичуга" или кафе "Лазоревая кочерга" сообщает "Водка даром: 25 рублей за 50 грамм", - это не мажорство? Это просто немножко другая тема…

ПТИЦА И ПИДЖАК

В "Изголовье Бавильского" сегодня - коллекция метафор и наблюдений из романа Ольги Славниковой "Один дома", который в этом гожду будет реально претендовать на попасть в букеровский шорт-лист. Попадаются очень даже ничего:
…птица возилась, приподымая крылья, как бы неловко надевая подаваемый сзади пиджак…

А ТАКЖЕ

Это "Вечера на хуторе близ Пекина" Александра Левченко в "Арионе":

Сижу на крыльце, задумчиво глядя окрест.
Вечер... Лают собаки и пахнет навозом.
Колет дрова сосед, называя поленья блядями,
Дети играют в футбол, матерясь неумело...

Сосед-механизатор с грубоватой нежностью
Жену свою треплет.
Там тетя Валя, курице башку срубив,
Смеется весело над судорогами птицы...


В "Звезде" Надежда Григорьева разговаривает с Катей Деготь о том, что концептуализма в литературе нет.

А Ольга Славникова, в последнее время сочиняющая в толстые журналы несусветно много статей, перечитывает легендарный молодежный номер "Урала" от января-98 и сравнивает его с недавним вовсе нелегендларным номером того же журнала.