СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 51 12.04.2000


  • Довлатов, Веллер и митьки: грузить или не грузить?
  • Тучков: коллекционировать или не коллекционировать?
  • Чечня: мочить или не мочить?
  • А также - я видел Пугачеву!; сайты Шульпякова, Павлова и Немзера; рецензии Григорьевой в "НРК"; внук Самойлова и сын Давыдова написал о , проекты "Мадагаскар" и "Уральская галактика".

КОЛЛЕКЦИОНЕР

Заядлый коллекционер Владимир Тучков (его проза - сплошь коллекции: загадочных убийств, военых профессий, толстовских сказок, опавших листьев) опубликовал в "новом мире" текст о коллекционерах. Один собирает пачки из-под сигарет, другой крепежные детали, третий женские трусы, четвертый воздух в банки, пятый пишущие машинки, шестой камни, седьмой газетные вырезки про петровых, девятый автомобили, десятый автобусные билетики и т.д. Такое упражнение, не лишенное обаяния, но, в общем, вполне бессмысленным. Заканчивается на манер романа "Роман":

Выпьет бутылку "Витязя" и положит пробку в коробку
Выпьет бутылку "Баварии" и положит пробку в коробку
Выпьет бутылку "Гиннесса" и положит пробку в коробку.

Есть в этом какая-то важная усталость. Некогда Тучков поймал этот формат - портреты разных социальных явлений через списки-перечни - и я весьма приветствовал эту находку, ибо прежде этот великолепный стилист не находио пременения своему письму, губя его в бесформенной юмористике. И вот, похоже, формат себя исчерпал: коллекционер сколлекционировал коллекционеров. Заканчивается текст, на самом деле, не сорокинскими "положил в коробку", а неким еще вздохом - о вредной сущности коллекционирования.

"Лучше иметь дело с курильщиками опиума, чем с садовниками собственного чванства, готового вонзить когти в шею любому человеку, доверчиво повернувшемуся спиной к хищнику спрятанных на дне души необузданных демонов натурального ряда чисел, рядящихся в шкуру материальной воплощенности".

Ну, здорово сказано. Разве что похоже немножко на автоэпитафию.
Демон гипертекстуальности - лучше он или хуже демонов натурального ряда? Так легко, сочиняя новости, быстренько забыть о предмете заметки - и кликнуть на "список" или на "Сорокин"…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ

Вот списки Бавильского продолжаются. В Москве второй день лето, население потихоньку снимает верхние одежды, начинается бульварно-пивной сезон. Всякая жизнь норовит закопошиться. Гуляли вчера вечером по центру - на Никитской видим белый длиннющий лимузин, который сначала мы видели с милой из машины и я сказал, что кажется у Пугачевой такой, а потом я видел его в телике и точно - Пугачева вылазила. Ну вот, вчера снова видим. Я говорю: ну не может быть два таких в Москве. И тут же натыкаюсь на Орбакайтю, а за ней Киркоров с Пугачихой стоят, выряжены все, как чучела. Рожи (лица) кирпичами. Смешно. Дошли до Бронной - там Тодоровский-ст. кино снимает, сцена в строительной люльке.
А Бавильский напоминает нам новым списком о том, что парное время - мираж и майя, что живем мы в России, что не пройдет и полгода, как новые белые мухи искусают нас в можеровые выи, и кто-то, упав пьяно в сугроб, уже никогда из него не встанет…

"Айвар летом записывает прогноз погоды, а потом зимой слушает его и восхищается: "В Челябинске + 25, летние грозы…"

ПАЦИФИСТ

Прошлый выпуск я начал с едва ли не яростной заметки о чеченской-прочеченской поэме Сухотина, и целую неделю был удивлен отсутствием откликов: и в гостевой, и в личной почте, и на других сайтах. Странно даже - если нет собственно гражданского чуйства, то эстетические-то какие-то реакции на такой вызывающе "содержательный" текст… Тоже нет. Потому у меня от сердца отлегло, когда обнаружил я сегодня в гостевой запись от ВЛДМР СРКН. Тут я ее процитирую, дело-то не пустяковое:

Михаилу Сухотину.
Миша, прочел твою чеченскую поэму. Слава Аллаху, наконец ты проникся добротным, как каблук спецназовца, гражданским стихом. А то, бывалоча, начнешь тебя читать - какой-то компот из Бродского и Пригова, не поймешь, плакать возвышенно или кричать кикиморой. Пора, рипс лаовай, бросить этот постмодернизьм и по-честному СРАТЬ сердцем, как высирали свои гражданские котяхи наши великие поэты. Да. И про синяк на даче - очень трогательно. Эти трое, что тебя отпиздили, как бы раздвигают весь твой текст и прорастают русскими подмосковными боровиками сквозь всех этих изнасилованно-выпотрошенных чеченок. Пора, пора поэтам браться за настоящие перья. Под нами земля горит, ебеныть!!

ДЕ(И А-)ПРЕССАНТЫ

Читайте седьмую главу книги о постмодернизме. Шестая (посвященая критике-литературоведению) будет через неделю: файл захромал. А седьмая называется "Литература о литераторах" и посвящена бытописательским шедеврам А.Кондратова, С.Довлатова, М.Веллера, В.Шинкарева, Е.Попова и С.Гадлевского.

МЕЛАНХОЛИК

Был бы я поэтом, сочинял бы осенью по венку сонетов
Вилле Боргезе, скажем, или Александровскому саду.
Был бы я китайцем, разложил бы костер из этих
рукописей где-нибудь на отшибе Измайловского парка.

А это, разве это сад? так, что-то вроде городского сквера.
Да и сам я хорош: вчера - "Рим", "Венеция", "вапоретто",
а теперь вместо граппы крымскую пью мадеру
и твержу неизвестно кому - мол, спасибо тебе за это.

За московский кустарник, что казался мне раньше садом
и за пряный, как кусок бородинского хлеба, воздух.
Жизнь мигает как лампочка сквозь каменную ограду
задавая судьбу в листопаде случайному пешеходу.


Глеб Шульпяков любит поэта Лосева и некоторых людей, похож на пьющего Арлекина, работает в газете "Экслибрис", что-то переводит с английского и пишет грустные тихие стихи. По-моему, хорошие. На своей страничке он их еще и комментирует.

БУКИ

Открыли по сайту два писателя из Списка Ста: Андрей Немзер и Олег Павлов. Один в Тарту хостится, другой в Вашингтоне. Андрей просто будет выкладывать там (с помощью Романа Лейбова) все свои статьи (пять последних на морде, старые в архиве, который, впрочем, пока молчит), Олег разбивает парк: не только его проза, но и новости некие, публикация критических работ соперников и соратников, полемика. В общем, и то, и другое очень занятно. Неожиданным образом обнаруживается сходство двух столь разных сочинителей. Во-первых, они пашут ограниченное поле, оба ходят вокруг одних и тех же литературных имен и площадок (типа толтсых журналов): скажем, в следующей моей заметке пойдет речь о трех авторах, которые для Павлова и Немзера не существуют. Во-вторых, есть сходство в интонации: оба говорят о литературе предельно серьезно, близко к "разрыву аорты", оба больны Большими Темами. В последнем случае, впрочем, разница таки наблюдается: у Немзера, что ли, вкуса побольше, да и биография (филологическое образование, газетная работа) учит относиться к своему ремеслу с иронией некоторой. В результате сайт Немзера легко именуется "Немзеринками", а у Павлова вылеплено что-то в жанре монументального себялюбия: фото из семейного архива и пр. Да и пишет Андрей, в общем, поинтереснее Олега. Однако: счастливого обоим пути.

ВНУШАЮЩАЯ

В позапрошлом выпуске я рекламировал прозу Надежды Григорьевой, надысь видел ее на выставке Пепперштейна и Пивоварова, а сегодня анонсирую ее рецензию, которая зажглась в элетронной версии Новой Русской Книги". Надежда пишет о Гастелло, Пименове и Цветкове, делая вывод, что радикальные авторы "Гилеи" опошляют французскую лево-радикальную мысль. Что, конечно, беда невеликая: не жалеть же всерьез эту мысль…

НАРЕЧЕННЫЙ

Вот еще один радикальный сочинитель - мне кажется, талантливый

Мы были ковбоями - Джанкарло и я. Снимались у Вендерса. Все телки в районе были наши - стоило только бросить на них призывный взгляд и заговорить о своей последней работе. Джанкарло был полнейшим говном в этом плане, но, как ни крути, он все-таки был масоном.

Текст называется "Ковбои", а автор - Сергей Наливайко. Мне кажется, я уже рассказывал читателем "Уиклей" про этого человека, но точно не помню. Это внук поэта Давида Самойлова и прозаика-переовдчика-редактора Александра Давыдова. Юмор в том, что все они имеют фамилию Кауфман, но почему-то не хотят ним фига ее носить, а примеряют одно за другим иные имена. Причем если в слово "Самойлов" еврейскость налицо, то в слове "Давыдов" ее уже замечать не обязательно. А уж в слове "Наливайко" ее и вовсе не вычислишь. Будет ли сын Наливайко носить фамилию "Кадыров" или "Чюн Джюн"? Покажет время.

ОПТИМИСТ

Петля к Пугачевой с Киркоровым и Крысей - ну не могли же сразу три собраться на одном квадратном метре! Они собрались. У клуба "Русские гвозди". Кликаем на "странный случай" и читаем:

В четверг, 6 апреля 2000 года, примерно в пятнадцать часов времени вблизи метро "Текстильщики" я подошел к книжному лотку, но не успел рассмотреть книжки, поскольку был окликнут мужчиной среднего роста в скромненьком сером плаще. Он протянул мне школьную тетрадь и предложил купить стихи за 20 рублей…

МЕЧТАТЕЛИ

Сид и Крымский клуб приглашают всех, интересующихся, странно сказать, Мадагаскаром, принять участие в проекте "Мадагаскар". Там пока ундер констаркшн, но тексты про Мадагаскар ждут на sid@liter.net.ru

А уральские товарищи издают журнал "Уральская галактика". Аркадий Застырец там опубликовал мемуар о смысле и истоках свердловского рок-клуба.

ИНСУРГЕНТЫ

Новомирские обзоры сетевой лит-ры Сергея Костырко обрели отдельную страничку в сети. Там они будут появляться раньше, чем в сетевой версии журнала. Кроме того, в "Новом мире" же читайте статью о сетевой словесности, написанную Мариной Адамович. Статья посвящена "коту Вячеслава Курицына", что занятно хотя бы тем, что кота у меня нет и никогда не было. Это у Бродского был кот. А у меня дома есть фотография этого кота. Могу вывесить…