СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 29 15.07.99


  • слеты фанатов пелевина и фрая
  • премиальные истории - алкогольный Букер и какие Тенета?
  • а также - кузьминский отметелил "поколение" и "сало", генис хвалит сорокина, а клех вайля, журнал TЕXTONLY, стихи колобянина, шукурова и байтова, негра опять убили, сайт "амбар", коллекция опечаток, слово "минетки"

БОЛЬШОЙ БУКЕР: ВОЗМОЖНОСТЬ РОСКОШНОЙ ШЕСТЕРКИ

парфюм Живанши под названием Пи Итак, снова о Букере. О Smirnoff-Букере. Начну, чтобы после не возвращаться к ворчбе, с претензии к букеровскому разделу смирноффского сайта - список из 55 произведений содержит неудобоваримые фразы типа - "Комета Лоренца", Александр Хургин. Из-во журнала "Дружба народов" - хотя никакое не из-во, а сам журнал напечатал текст, и было бы более чем разумно указывать номера журнальных книжек. Коллеги дорогие, поправили бы! И потом - из вашего сайта нельзя узнать, кто победил в прошлом году (вы даете только шестерку). И почему лауреатов 1993-1997 вы в одном месте перечисляете, а про 1998 - в другом пишите? А почему нет положения о премии? А почему нет состава Совета?

Теперь про список. Он очень неплох - для среднего букеровского списка. Е.Попов и М.Успенский, В.Маканин и, Л.Гиршович, М.Бутов и В.Шаров, Е.Лапутин и А.Дмитриев - все, как ни крути, авторы Списка Ста. даже если представлены они не шедеврами, то все равно вполне пристойными работами. Не попал в список, увы, прекрасный текст Эргали Гера "Дар слова".

Теперь члены жюри выберут из 55 романов 6, а уж потом из 6 - 1. Моя личная шестерка наполовину легко оказалось предсказуемой - "Голубое сало" В.Сорокина, "Генерейшен П" В.Пелевина и "Турецкий гамбит" Б.Акунина. Еще три места я отдал бы Кире Тенишевой с "А", "Веселым похоронам" Людмилы Улицкой и "Самоучкам" Антона Уткина. Как минимум эта шестерка свидетельствует, что лит-ра наша - жива. Это первое. Второе - и весь список, и моя шестерка - признак состоявшейся наконец децентрализации. 30 романов из 55 вышли книгами, только два из шести моих пунктов (Улицкая и Уткин) отсылают к толстым журналам (предыдущие шесть премий достались романам из толстых журналов), остальное - чисто книжные проекты, а Тенишева впервые печаталась в сети - будем надеяться, что в лонг-листе вскоре начнут появляться просто сетевые публикации.

Что же коллеги?

Кузнецов в ГазетеРу называет четверых - Пелевина, Пятигорского, Гиршовича и Сорокина.

Андрей Немзер во "Времени-МН" уклончиво (не как предпочтение, а как "реальных кандидатов", хотя список похож на немзеровское предпочтение) выделяет
Виктора Астафьева ("Веселый солдат"),
Михаила Бутова ("Свобода"),
Леонида Гиршовича ("Прайс"),
Андрея Дмитриева ("Закрытая книга"),
Евгения Попова ("Подлинная история "Зеленых музыкантов"),
Александра Пятигорского ("Вспомнишь странного человека"),
Михаила Успенского ("Кого за смертью посылать"),
Антона Уткина ("Самоучки").

Авторы "Ъ", "НГ", "Московских новостей" и "Сегодня" ничего не требуют и не прогнозируют. Прекрасен Леха Андреев, называющий Букера Бухером и цитирующий Мэри Шелли, не без оснований назвавшую фирму-спонсора производителем тяжелых наркотиков.


МАЛЫЙ БУКЕР: ПРОСТО РОСКОШНЫЙ СПИСОК

Начну, чтобы после не возвращаться к ворчбе, с претензии к букеровскому разделу смирноффского сайта. На нем нет лонг-листа Малого Букера, который каждый год меняет номинацию, а в этом - за эссеистику. Почему - понять невозможно. Два Букера - не совсем единое целое. Малый финансируется не водкой, а частным анонимным лицом (с которым, впрочем, вся литпублика знакома), имеет свой общественный совет и т.д. И тем не менее - имя общее, церемония проходит одновременно, жюри вроде как единое, на сайте про существование Малого Букера написано, а списка нет. Загадка природы.

Вот список - спасибо Наташе Перовой. Выигрышность Малого Букера в том, что книги по своей теме он берет не за год, а за несколько. Есть номинанты, помеченные "1997", например. Но так и надо - это такой отчетный доклад. Вот чем порадовали публику эссеисты-культурологи. Много чем. Алленов и Арабов, Вайль и Генис, Деготь и Долгих, Колеров и Парамонов, Рубинштейн и сестры Толстые, Чередниченко и Шишкин, Эпштейн и Эткинд, Балдин и Горелов - да и большинство остальных - все первоклассная литература. Мне, который тоже попал в список, очень приятно быть в такой компании. Заранее поздравляю победителя - им непременно будет достойный автор. Надеюсь лишь, что жюри не даст премии С.Боровикову и Л.Анненскому, которые явно слабее остальных претендентов.


ТЕНЕТА: ДВА МИРА - ДВА ШАПИРА

В прошлом выпуске я написал явно поспешную суетливую заметку о результатах "Тенет", и через день ее снял. Вновь возвращаюсь к теме. К двум.

Первая - разница во вкусах между членами сетевого и "профессионального" жюри. Сетевики проголосовали за все, а профессионалы только за критику и очерки. И что же?

А вот. За критику профессионалы голосуют так (тройка призеров)

Алексей Андреев. Русские хайку
Ольга Зондберг. Стекло + металл как зеркало одного звездочета
Алексей Верницкий. Две заметки о Бродском

(у Андреева типа классфикаторская статья, Зонберг и Верницкий остроумно комментируют стишок про попьем вина, закусим хлебом).

Сетевики голосуют так:

Мила Назырова, Павел Лион. Короленко как Ксенофонт
Дан Дорфман. Правда о Сорокине (Военно-патриотическая критика)
Петр Пробкин. Тезисы о толерантности контркультуры

(первое - довольно сложная филология, второе - обзор критики на Сорокина, который назван крысиным отродьем, третье - ну вот про контркультуру).

Поверхностный вывод: сетевики любят сильные эффекты - ругань, контру, откровенную сентиментальность и пр.; статья про Короленко, по мнению Делицына, привлекла их сложностью - типа круто (если, конечно, еще не в том дело, что они знают другое имя Лиона) и меньше ценят изящество и последовательность (анализа, комментирования и т.д.).

Вот номинация очерки-эссе. У сетевиков побеждает Дмитрий Гайдук с трактатом "Фаллософия", у профессионалов Виктория Фомина с путевым очерком "Путешествие до-мажор". Картина та же. Гайдук прелестен, но очень груб. У Фоминой есть секс с французом, но она слишком стильна и изысканна для сетевиков… Поверхностный вывод подтверждается. Но это естественно все - в сети важны мгновенные, поверхностные же, эффекты.

Вторая тема - общий высокий уровень текстов. В "Рассказах" выиграл Серж Мелентьев с "Мандринчики": может, он мне и не очень нравится (я бы назвал его скорее милым, чем хорошим), но зато на втором месте Алексей Толкачев с "Бабьим летом" (весьма плавный этюд, усвоивший буэнос-айресовский туман "великой нерусской литературы"), зато в конкурсе были славные Львовский и Байтов и т.д.

В "сборниках рассказов" первым - тонкая и грамотная военная проза "Самый легкий день был вчера" Павла Андреева, в "пьесах" конкретно смешной "Возбужденный маньяк" Попова-Белоброва и т.д. Мне, допустим, трудно понять сетевую любовь к Рамону Перецу, победившему в сборниках стихов ("Любимые Писки Raмona Pereza"), но там рядом Гильфанов, а в конкурсе была влажнейшая эротическая Моротская, которую я не удержусь от соблазна лишний раз процитировать -

Мой пеpчик, обжигающий и пpяный,
ты не уpонишь, если уж подымешь,
тебе отдаться - можно не веpнуться,
такой уж ты неистовый и pьяный.
Но остpый нож тобою тоже бpедит…


Волшебно! В общем, как и в случае с Букером - состав "Тенет" вполне доказывает, что у нас неплохо очень с русской литературой дела.

А Делицын логично пишет на "Анти-Тенетах" - "Смотрим последовательность: Whitbread/пиво, Нобель/динамит, Australian-Vogel/булки, Букер/продукты+лит. агенство, Смирнофф-Букер/водка, Пулицер/издательский дом, АРТ-ЛИТО/издательство, Тенета/... ?"


ФРАЙ И ПЕЛЕВИН ЗАНЯЛИСЬ МАГИЕЙ

пирамида из отделения связи 129366 Тут намечается праздник такой - "Неофициальная Москва". Состоятся, в частности, слеты фанатов Макса Фрая и Виктора Пелевина. Мастера сами выбрали места для проведения тусовок - Фрай Зеленую улицу (по Волоколамке за МКАД), а Пелевин Битцу (конно-спортивный комплекс и вокруг). Правильное мистическое дело. Подробности последуют.

А когда я проводил опрос на расшифровку "Generation П", кто-то говорил о новом парфюме Живанши под названием "Пи" и во флаконе в форме пирамиды. Сегодня картинки - пирамида Живанши и пирамида из отделения связи 129366.

А о Фрае такая новость - вот прямо сегодня в новой серии "Азбуки" "Новая азбука", похожей внешне на "Азбуку-классику", вышел его "Идеальный роман", составленный из последних абзацев двух с половиной сотен произведений. Первый, маленький вариант проекта, есть тут. Меж тем лет пять назад Вардвана Варжапетяна выпустил "Книгу начал", которая состояла из первых фраз разных книг.


А ТАКЖЕ - КУЗЬМИНСКИЙ ОТМЕТЕЛИЛ ПЕЛЕВИНА И СОРОКИНА, ГЕНИС ХВАЛИТ СОРОКИНА, А КЛЕХ ВАЙЛЯ, ЖУРНАЛ TEXTONLY, СТИХИ КОЛОБЯНИНА, ШУКУРОВА И БАЙТОВА, НЕГРА ОПЯТЬ УБИЛИ, САЙТ "АМБАР", КОЛЛЕКЦИЯ ОПЕЧАТОК, СЛОВО "МИНЕТКИ".

Борис Кузьминский в "ОMе" расписал по-черному Сорокина и Пелевина, Александр Генис в "Общей газете" признается, что от "Голубого сала" нельзя оторваться, Игорь Клех в "РЖ" хвалит "Гения места" Вайля - пожалуй, что слишком. Это все писатели Списка Ста о писателях Списка Ста.


На "Вавилоне" новый проект - журнал Textonly. Хорошие люди делают. Вот стихи Дмитрия Шукурова:

философ в тумане бежит по чудесному камню
разреши мне дай в немца я мячиком кину
скорее чем пушкин берет жарко вперед
за движением сердца подруга
ледяное умение звука заводит философ по камню

Сайт отличного пермского поэта Антона Колобянина

Ты любишь фотографии. Ты гладишь
их белый глянец и, конечно, веришь -
что это - ты, надеясь, что наладишь
хрустальный мост из прошлого ( теперь уж -

из прошлого ), и - в будущее. Тянешь
себя за подбородок, размышляя
о том, что ты когда-нибудь завянешь,
как орхидея - воздуху башляя

гнилую смесь. И покидая вазу
ну, скажем - бытия, ты отражаешь
позорный след. Но сам уже ни разу
себя на этих фото - не узнаешь.

Сайт питерский "Амбар". Качественный юмор и много полезной чепухи. До 31 июля в Кунсткамере фотовыставка "Лыжи в Норвегии".
Паркер утверждает, что "Убили негра" - расистская песня.
В "Знамени" стихи Николая Байтова

Брызжет дождичек. Завтра Пасха.
Освящаются яйца и яства.
Освящаются артосы, торты,
освящаются сладости, творог,
сыр и яйца, и масло, и мясо,
яйца и огустевшее млеко,
мармелад и батоны хлеба,
и с изюмом творожной массы
освящаются миски и пачки.
Освящаются свечи и спички,
зажигаются свечи - и тотчас
на ветру беспомощно гаснут.
Освящаются лаки и краски,
и фольга, и бумажные розы…

У Бориса Бердичевского открылась коллекция опечаток. Пока мало, но идея богатая. Я ему такое письмо послал - "В собрании сочинений Ахматовой (лет 8-10 назад - такие тонкие томики в мягких обложках) слово "митенки" (перчатки без пальцев) были написаны как "минетки". правда, не в стишке, а в примечании, но все равно здорово, что у Ахматовой... "Поздно. Оська съел яйцо"




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1