СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 48 16.03.2000


  • Второй номер "Новой русской книги"
  • "Чайка" Б.Акунина и "Буква А" В.Маканина
  • "Дон Карлос": либретто Сергея Курехина
  • Наш сайт не участвует в "Улове"
  • Случай с Павловским
  • Итоги конкурса "Кальпиди?"
  • 55 лет со дня смерти проф. Плейшнера

"НОВАЯ РУССКАЯ КНИГА" О МАКСИМЕ СОКОЛОВЕ И "МИФОГЕННОЙ ЛЮБВИ"
Со вторым номером "Новой русской книги" у нас незадачка: в имеющемся файле приходится вручную убирать каких-то микробов, а нового из редакции пока не прислали. Что же, выкладываем пока оглавление, три высказывания о двухтомнике Максима Соколова, сделанные Львом Рубинштейном, Татьяной Толстой и Олегом Проскуриным, а также рецензию Е.Г.Рабинович на "Мифогенную любовь каст". Рабинович, как ее представила редакция: дважды доктор и переводчик Петрарки, Гомеровых гимнов, Апулея и Сенеки. Причем все больше для Лит. памятников. Плюс структуралистка тартуского извода. Рецензия - самое полное и, по-моему, разумное, что пока сообщено о романе. Любопытно, что автор согласен с точкой зрения В.Г.Сорокина, что романа-эпопеи о Великой Отечественной еще не было и что именно "Мифогенная любовь" - такой роман...

ЭТО ТЫ, МИРОН, ЧАЙКУ УБИЛ
Анонсируя пару недель назад публикацию "Новым миром" пьесы Б.Акунина "Чайка" и сообщая, что она начинается на том месте, где заканчивается "Чайка" Чехова, то есть на смерти (в акунинской рецепции - насильной) К.Треплева, я советовал вам (и себе) погадать, кто же убил певца орлов и куропаток. Кто уже прочел пьесу, можете посмотреть мое мнение.

Интересно, какой будет сценическая судьба "Чайки". Пьесу сейчас читает Владимир Мирзоев, мастер буйного гэга. Правда, Акунин полагает, что его шутка требует как раз предельно академичного воплощения, и в этом безусловно прав.

А
В апрельском "Новом мире" вообще много интересных публикаций. Владимир Маканин опубликовал повесть-притчу с идеальным названием "Буква А". На днях собираюсь написать про нее подробно.
Есть хорошие стишки.

       Распластана
на двух ладонях выставленных - утра и вечера -
     Москва.
- Егор со змием пышнотелым сражается. -
Я выбираю небо для прогулки! -

Склониться ли над ароматной чашей?


Это подборка Максима Амелина, автора Списка Ста. Вот, кстати, ругательная рецензия А.Скидана в "РЖ" на Амелинскую книгу.
Есть еще стихи Анатолия Наймана из того же списка.
Из интернет-обзоров Сергея Костырко, которые теперь в "НМ" ежемесячно, в сети вывесили пока мартовский. В нем Костырко сильно ругает "Низший пилотаж", сообщая, что книжка эта ничтожная и что поделом скандал вокруг нее состоялся только внутри сети. Но как же скандалу быть снаружи сети, если книга он-лайн не выходила, исключая 200 экземпляров, тиснутых Житинским? Вот выпустит роман "Ад Маргинем", тогда будут и белка, и стрелка, и свисток.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕХАНИКА
Кононенко-Паркер опубликовал в своей поп-рубрике в "Вестях" либретто джаз-оперы "Дон Карлос", принадлежащее перу лучшего из нас - Сергея Курехина. Либретто не отдельным файлом, а в конце паркеровского текста.
Воспользовавшись случаем, расскажу свой мемуар про Курехина. Я с ним виделся один раз: неделю мы вместе пробыли на некоем гуммероприятии в Нью-Джерси. Подходим как-то к зданию местного университета, а там все двери закрыты, как в советских кинотеатрах, и чтобы попасть внутрь, нужно обходить сильно вокруг. Я задаю небу риторический вопрос: чего же они так себя ведут... А Курехин произносит в ответ идеально выстроенную поэтическую синтагму: "А потому что, блядь, мудаки, на хуй". Вот ответ, годный в пятидесяти процентах вопросов.
Либретто, кстати, тоже ничего: "Путникам грозит смертельная опасность. Кончается провизия. Последнюю колбасу унес орел. Они находят приют у поросшего торфом холма, который внезапно оказывается замаскированным бункером, в котором с четырнадцатого года прячутся белогвардейские офицеры".

КАЛЬПИДИ? КАРАМАЗОВ, СКАРАМУШ...
Завершился конкурс "Кальпиди?". Победителями стали Иван Карамазов (текст номер три) и Скарамуш (номер девять). Они, как и было обещано, получат по роскошной книге "Запахи стыда". Всем остальным участникам конкурса Виталий Кальпиди вышлет свою книгу "Ресницы": тоже хорошие стихи и тоже хорошее издание, хотя и не такое богатое.
В этой связи - все участники конкурса пришлите на [email protected] свои почтовые адреса!!!

ТЯНУТ-ПОТЯНУТ: УЛОВ И ТЕНЕТА
На "Тенетах" началось выдвижение конкурсных работ. Наш лауреат Иван Карамазов представлен статьей "Зачем поэту псевдоним?": сочинение довольно странное, не претендующее ни на полноту, ни на концептуальность (в сетевом-то контексте о псевдонимах писать и о сетевых именах не порассуждать!), но такое... задорное.
Кстати, в жюри этого года очень много, куртуазно выражаясь, несетевых или не-совсем-сетевых или свежесетевых: это Александр Генис, Виктор Ерофеев, Андрей Немзер, Борис Кузьминский, Игорь Зотов... Тут же на "Тенетах" устроена голосовалка - кого из членов жюри знаете, кого не знаете. Обилие разного рода голосовалок-рейтингов в последнее время как-то стало затрахивать. Может быть, в том числе и поэтому я отказался от участия в конкурсе "Улов".
Там такая была история. Сначала затеялся некий рейтинг литературных сайтов, где всем раздали категории. Я, вместе с "Вавилоном" и "Журнальным залом", получил типа высшую категорию, в связи с чем, по мнению организаторов, поимел право выдвигать на "Улов" от себя работ больше, чем получившие меньшую категорию. Но я организаторов не уполномачивал делигировать мне такие права, меня никто не спрашивал, согласен ли я, чтобы конкретный экспертный совет определял мою квоту, и я, естественно, отказался. То есть я не могу быть против, чтобы меня оценивали в каких угодно рейтингах, более того - это всегда поучительно, но странно было бы в соответсвии с ними как-то действовать дальше...

ПЛЕЙШНЕР КАК ОСЛИК ИА-ИА
В сегодняшнем "Экслибрисе" - полоса Владимира Березина, по священная 55-летию со дня гибели профессора Плейшнера (13 мата 1945 года вывалился он из окошка на Цветочной улице в Берне). Очень прочувствованный текст про героев "17 мгновений" как о героях "Винни-Пуха" и шпионском подсознании русского человека.
Даже Штирлиц попадает впросак с взбитой сметаной, которую заказывает в вокзальном кафе. Простой сметаны нет, а есть с вареньем, сыром и взбитая.
И разведчик сидит, ошарашенный, в вокзальном кафе.

Березин интересуется, показывают ли туристам в современной Риге (она играла Берн) роковое окно: отсылаю и автора, и читателей к гениальному рассказу Андрея Левкина "Август, 31", посвященному этой самой улице (вообще, мне показалось, что Березин его читал - во всяком случае, процитированный фрагмент интонационно очень схож с "Августом").
Еще одна ссылка к шпионской теме: книга Владимира Путина на сайте "Вагриуса". Хорошая, между прочим.

НОГОТЬ КУКЛЫ
Ваш ребенок нашел на улице куклу, у которой растут ногти. Ваши действия? "Идеи", "Катька и "Образцовая любовь" - новые рассказы на странице Алексея Цветкова.

ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРЕША

Понимаешь, мы оба сейчас в ловушке с одним замком: Твой мудак спит с другим мудаком, наверное, стариком, А моя коза мне не пишет и ищет другой пизды... Мы попались, Цезарь. Поэтому - лучше отдай бразды Управления этим делом не сердцу, - мозгам, мозгам! - И пускай его лысый шар прикатится к твоим ногам!
Это Линор Горалик с Сап-Са-Дэ оттянулись в поэме "Письма Римских друзей"

ПРИВЕТ САПГИРУ
В журнале "Звезда" - автобиография Генриха Сапгира.
Начинаю читать, очень интересно:
Еще в первых классах я что-то пробовал писать: в прозе меня вдохновлял Аркадий Гайдар, и я написал несколько тетрадей "Гейка и его команда", в поэзии на меня произвела огромное впечатление 2 часть"Фауста" - своей пестротой, величием и непонятностью, я стал писать большую поэму, где Свет борется с Мраком - два великана, и это была какая-то вселенская Весна.
Вдруг в какой-то момент повествование ломается, начинаются географические и прочие сведения про какие-то дурацкие острова.
Наполеон скончался на Святой Елене 5 мая 1821 года и был похоронен на окраине города Джеймстаун. Девятнадцать лет спустя, в 1840 году, его прах перевезли в Париж, в Собоp Дома Инвалидов, где он покоится в красном мраморном гробу. А в скромном доме на острове Святой Елены открыт музей. В нем экспонируется смертное ложе Наполеона, его ванная, стол, за которым он писал свои воспоминания. Пустая могила императора тоже является предметом экспозиции.
И рассказчик меняет пол с мужского на женский. Тоже, конечно, интересно, и Генрих бы оценил стихийный абсурд верстки, но автобиографию тоже хочется дочитать.

ЛЮБОВЬ ГОМОСЕКСУАЛИСТА

Вот, совсем недавно сидел в своем вонючем Кемерове, а теперь меня трахают в Южном Бронксе! Большинство кемеровчан, полагаю, предпочли бы так и продолжать сидеть в Кемерове, но у Могутина "трахают в Южном Бронксе" звучит так, как "вышла замуж за принца". Палитра пороков в башке, негритянский член в жопе, блеск ножа на нью-йоркской улице и обкуренность до скотского состояния: это ведь не ад кромешный, как передернуло большинство из вас, - это рай, великая кемеровская мечта...
Это я рецензирую Ярослава Могутина.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ПАВЛОВСКИМ?
В журнале "Волга" неплохой рассказ Сергея Сергеева "Случай с Павловским": одновременно о чеченской войне и о гражданской судьбе.

ЧТО НАВОДИТ НА МЫСЛЬ О СОВЕРШЕНСТВЕ?
Старинные карты с широкими полями. Кофейные зерна, горошины черного перца, семена лилии.
Полосы, посвященные искусству в газете "Сегодня" до 1996 года.
Читайте четвертый список Бавильского.

ЧТО С КНИГОЙ О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ?
Спрашивают заинтересованные лица, когда будет продолжение "Современного русского литературного постмодернизма". На следующей неделе.




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1