СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 52 19.04.2000


  • Письмо Бродского Собчаку опубликовано, а Брежневу - нет
  • Анархия по-русски: Бивис и Батхед о "Единстве"
  • Магическая критика
  • Стихи Давида Паташинского
  • Чапаев и простота
  • Умер Сергей Залыгин

ПИСЬМО БРОДСКОГО СОБЧАКУ

Опубликовано "Экслибрисом" внутри статьи Ларисы Штерн.

7 апреля 1995 г.
Саус Хадли,
Массачусеттс
Уважаемый Анатолий Александрович!
С сожалением ставлю Вас в известность, что мои летние планы сильно переменились и что, судя по всему, навестить родной город мне на этот раз не удастся. Простите за причиненное беспокойство и хлопоты; надеюсь, впрочем, что они незначительны.
Помимо чисто конкретных обстоятельств, мешающих осуществлению поездки в предполагавшееся время, меня от нее удерживает и ряд чисто субъективных соображений. В частности, меня коробит от перспективы оказаться объектом позитивных переживаний в массовом масштабе; подобные вещи тяжелы и в индивидуальном.
Не поймите меня неверно: я чрезвычайно признателен Вам за проявленную инициативу. Признательность эта искренняя и относящаяся лично к Вам; именно она и заставила меня принять Ваше приглашение. Но боюсь, что для осуществления этого предприятия требуются внутренние и чисто физические ресурсы, которыми я в данный момент не располагаю.
Бог даст, я появлюсь в родном городе; видимо, это неизбежно. Думаю, что лучше всего сделать это в частном порядке, не производя слишком большого шума. Можете не сомневаться, что Вы узнаете о случившемся одним из первых: я поставлю Вас в известность, возникнув на Вашем пороге.
Иосиф Бродский

Можно представить: приехал Бродский в Питер и - вместо того, чтобы пить с друзьями и гулять по В.О. - тащится на порог к Собчаку, охрана, естественно, не пускает, Собчаку надо ехать на стрелку… Нет, не остроумно. Считайте этот абзац зачеркнутым.
Интересный документ, правда? Я и не знал, что Бродский дал согласие ехать, реально (?) собирался, даже сроки назначил. Конечно, он верно пишет про "объект позитивных переживаний в массовом масштабе": ему имело бы смыцсл приезжать лишь в как можно более частном порядке. Лучше всего вообще инкогнито. С чужим паспортом, в шляпе, натянутой на глаза. Зайти в кофейню, где волшебным образом сидят за любимым столиком трое, сидевшие за ним двадцать лет назад… Но это даже не Набоков, а прямо таки Хемингуэй. Считайте этот абзац поправленным…

ЗАЩИТА БРОДСКОГО ОТ СОЛЖЕНИЦЫНА

Вообще же статья Штерн называется "Гигант против титана" и посвящена статье Солженицына о Бродском, которая прошлым декабрем печаталась в "Новом мире". Дискуссия, прямо скажем, получилось не особо содержательной. Солженицын написал добросовестный текст в привычном русле своей "Литературной колекции". Много цитируя, он делится с нами достаточно механической совокупностью наблюдений о поэтике своего соседа по Нобелевскому листу. Что у Бродского куча великолепных рифм, что стихи путаны (единица - не строка и даже не строфа), что есть очень хорошие образы, а есть "натянутые", что Бродский неправильно использует слово "суть", что он не Бог весть какой христианин, что у него мало гражданской лирики и пр. С какими-то выводами Солжа согласиться трудно (насчет того, что Бр не задействовал "глубин языка" и не может считаться метром языка), какие-то его фигуры наивны (никогда не поверю, что пишущие люди всерьез делят чужие тексты на "искренние" и "головные": казалось бы, любой, написавший хоть один стишок, понимает, что нет такой оппозиции, - ан живет оппозиция, жирует…). С какими-то, напротив, нельзя не согласиться: так, бродские рассуждизмы о пространстве и времени и впрямь не сказать что содержательны. Общий вывод Солжа вполне разумен: Бродский - концептуальный одиночка.
Лариса же Штерн все наблюдения Солжа называет обвинениями, и яростно защищает рыжего Иосифа. А у Солжа интонация вовсе другая: он констатирует факт и иногда дает понять, что ему факт не нравится. Но никаких особых обвинений там нет, есть просто прочтение, точка зрения. Главный порок статьи Солжа - она скучная. Но и защита Штерн - скучная. Автора можно понять: Лариса живет в глуши, в Нью-Йорке, в шестидесятнической среде, где по-прежнему актуален дискурс типа "Солж пишет, что ссылка благотворно сказалась на стихах Бр, значит, Солж заодно с советским грязносудием". (Да ничего он не заодно - он просто пишет, что ссылка благотворно сказалась. Мне тоже так кажется, кстати. Из этого вовсе не следует, что "заодно"). Но из Нью-Йорка простительно питаться такими страстями, а вот редакции "Экслибриса" я говорю дружеское фи: совсем нечего вам, милые мои, печатать…
Кстати, в статье Солжа упоминается письмо Бродского Брежневу от 4 июня 1972 года. Насколько я понимаю, письмо не опубликовано. Вот было бы интересно…
Пока же письма нет - читайте интервью Бродского Дэвиду Бетеа в журнале "Новая юность".
"Онегин" застрахован тем, что Пушкин придумал себе строфу. А вот Блок прошляпил свою поэму "Возмездие", поскольку использовал чужую строфу.
Да, обещанную фотографию кота Бродского я напечатаю чуть позже. Через неделю, наверное. Тогда же напечатаю свою главку о Бр из "Книги о постмодернизме".

МАГИЧЕСКАЯ КРИТИКА И ВСЕ ТАКОЕ

А пока читайте пропущенную, шестую главу, которая называется "Литература о литературе" и посвящена критике. Гольдштейну и Эпштейну, Вайлю и Генису, Паперному и Долковскому (надо же - сплошь евреи! пролезли…), Гройсу и Зенкину, Безродному и Кузьминскому, магической критике и - страшно молвить - интертекстуальности. Самая моя любимая глава во всей книжке.

МАТЬ

Сайт "АнархРу" существует больше месяца. Я пару раз туда совался, но, как теперь выяснилось, неправильно набирал адрес. Попал к анархистам (Алексей Цветков, Олег Киреев, вся "Гилея" и пр.) только сейчас вот - эти новости сочиняя. В жуткой спешке. Так что у меня даже впечатления нет. Богатый левый ресурс, ходить нужно внимательно и отсторожно, явно серьезнее "Ленина", за жизнью следит (фильм "Бойцовский клуб" трактует в русле смрети среднего класса) и пр. Обсуждаются злободневные темы - Бивис и Батхедом, например.
-- Батхед, смотри, Медведь - Для хорошего клипа, пельмень, одного медведя не достаточно - А, ну да, для крутого клипа нужно, чтобы медведь как следует нагадил.
Совершенно случайно мультик показан накануне парламентских выборов в России, где пропрезидентское движение "Медведь" заняло второе место.

В общем, давайте туда ходить, изучать и все такое. Левую идею я не люблю, но хорошие мысли и тексты могут завестись где угодно. Взять пенецилл… Как он пишется? Обещаю сайт изучить и что-нибудь более скрупу… Как оно пишется?

МОЩНЕЕ ДИНАМИТА

Я из Смирновки шел, что знаменита
Клавдией Саввишной, мощнее динамита,
крутая баба - восемь номеров
в ее груди стесненно мясо пялят,
она работает в сельмаге угловом,
содержит мужика и десять телок,
три отелились, ты мне не поверишь,-
- пятнистыми лесными кабанами.
Навстречу вышли. Помнишь, ты сказал,
что на дорогу волки выбегают?
В моей Смирновке со времен войны
хранилась гаубица крупного калибра,
я захватил ее, а так же две поллитры,
пусть порскают волчины на пути,
животному меня не превзойти.

Это прислал стихи из Америки Давид Паташинский. Такие вот: содержательное повествование наперегонки с раскадритмом. Мне понравилось. Не только мне: несколько дней на "Словесности" стих и Давида тоже напечатали.

ЧАПАЕВ И ПРОСТОТА

Так называется пародия на роман одного-хорошего-парня, которую прислал мне Слава Сергеев.

Кстати, Петю я тайно ненавидел с детства. Как только представилась возможность, я создал на его основе собирательный образ и застрелил подлеца. Он три дня лежал под ковриком для мыши, в углу стола, там где у меня лежат скрепки, резинки, всякая мелочь и даже не попросил у меня прощения. Он был мистиком когда то, потом, как ни странно, пошел в бизнес, потом в большевики. Правильно я его застрелил...
УМЕР СЕРГЕЙ ЗАЛЫГИН

Вот такое вдруг сообщение грустное пришло


НУ, ВСЕ НА СЕГОДНЯ. ТОРОПЛЮСЬ ДИКО - САЖУСЬ ПИСАТЬ ДЛЯ "ВЕСТИ-КНИГ" РЕЦЕНЗИЮ НА КНИЖКУ ЭВЕРСА… А КАК Я НА ЛУБЯНКУ ХОДИЛ - ЧИТАЛИ?




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1