СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 61 22.06.2000
  • Страсти по Матфею-2000: полный текст
  • Тю муа кортасар хоть немножко?
  • Палимпсестом по Кастанеде
  • Конференция "Запахи в литературе"
  • Первая ругань в адрес "Записей и выписок"
  • Историю 90-х напишут читатели Кузнецова
  • Рассказ Аарха "Проект", "Живите в Москве" Пригова в сети, стихи Моротской, список гаданий
РАСПРОСТРАНЯЯ СЕБЯ КАК КРОССВОРД

Внимание, закрываюсь на ремонт! Недели на три-на четыре, как пойдет. Нужно обновить дизайн и архитектуру, нужно поработать над ссылками, проверить актуальность сносок на писательских страничках, нужно, наконец, сделать новых писательских страничек, а то совсем заброшенным оказывается сей участок работы. Не очень понимаю, как поступить со Списком Ста - я решил от него избавиться, но формы избавления пока не нашел. Раз-другой за время ремонта я с маленькими сообщениями сюда все же вылезу - скажем, расскажу о посещении литсалонов Питера, куда на днях уезжаю.

О, ГОСПОДИ, Я ТВОЙ СЛУЧАЙНЫЙ ЗРИТЕЛЬ!

Итак, "Страсти по Матфею" сыграны и спеты. Вот тут почитайте про это Юлию Бедерову, можете глянуть и Василия Гусеницына. Было два представления, каждое больше пяти часов шло. Я выдержал половину в первый вечер (с непривычки к потреблению искусства в таком режиме), а потому рецензент из меня плохой. Скажу, что под сводами англиканской церкви видеопроекция Пригова, кикиморущего "Моление о чаше", была не пошлой ничуть, и вообще проклятые постмодернисты звучали торжественно и соответствовали серьезности темы. Это, конечно, большая коллегиальная победа: настоящее и хорошее сделали те, кого тхлая (а как? тхлая, да) общественность ненавидит за трясунство и дрыгодушество. Это статусный прорыв: да, Баха в церкви делает Псой Короленко и "4.33", а не Спиваков-Ростропович, потому что именно Короленко и "4.33" - серьезная русская культура. Тексты хоралов (в большинстве Псоем написанных) транслировались во время представления на большом экране, и зал (Храм) подпевал, и когда пелся первый - который я как раз выделил в предыдущих своих новостях - пришлось плакать. Ну, ошизенной простоты, красоты и чувственности строки:
я хочу узнать значенье
неразгаданных тонов
я хочу, я хочу узнать зачем мне
это надо и дано
я хочу, я хочу узнать зачем мне
это надо и дано

я и верю и не верю
неужели столько лет
светит мне, бессмысленному зверю
невечерний тихий свет
светит мне, бессмысленному зверю
невечерний тихий свет

Вот, публикую, как и обещал, полный текст "Страстей по Матфею": все, что прозвучало в Церкви Святого Андрея. Прекрасная Фанайлова, отличная Седакова, мудреный Айги - все молодцы. Читайте обязательно.

ТОЧАТ ТЯЖЕЛЫЕ КАРАНДАШИ

Все знают Сережу Кузнецова, химика и культуролога, хорошего и успешного глянцевого и сетевого журналиста, сочиняющего статей по пять-шесть в день, маньяка. Никто не знает почти, что в молодости Кузнецов сочинил целую книжку про Бродского, где, по его словам, развивалась концепция взаимодействия трех типов времени - Стремного Времени, Нижнего Времени и Холодного Времени. Книжка эта не вышла, я ее не читал. Может, она и не очень хороша (Сережу мог раздавить сциентистский дискурс), но и плоха вряд ли: Кузнецов типа умный чел. Ан нет книжки; не являет ее Сережа белому свету. Не хочет дать пищу вечности, все скрипит кибордом в сущий сиюминут.

Но где-то внутри Кузнецова скрывается фиолетовая внесиюминутностная пружинка, да и проблема Нижнего Времени как-то его зациклила на себе. И Кузнецов начал в "РЖ" проект "НасНет", посвященный феномену Девяностых. Разные люди пишут ему туда случаи из жизни, характерные для десятилетия. Авось совместно создадут портрет декады; да и от Сережи останутся не только автографы в гонорарных ведомостях: пролезет в вечность от противного, отвлекая ее внимание сообщением, что его нет.

КОРМИ МЕНЯ МАЛИНОВЫМ ВАРЕНЬЕМ

По кузнецовской же ссылке попал в раздел "Избранное" раздела "Кино" на "ПолеРу". Ну что, спасибо. Там выложены тексты героического периода отдела "Искусство" газеты "Сегодня". Максим Андреев тогда называл рецензии "Тю муа кортасар хоть немножко?" и "Же туа тарантино как собаку", а Борис Кузьминский начинал тексты примерно так - "Брадобрей внимательно читал "Триумфальную арку", консьерж - "Хочу быть честным", вышибала" - "Звездный билет", надзиратель - "Прощай, оружие". Пока они глотали главу за главой, улыбчивый человек в свитере, который сочинил последнюю из упомянутых книг, заглядывал в черное око ствола. Человек в свитере плавно нажал на спусковой крючок. Здравствуй, оружие! Кровь изукрасила стенные деревянные панели. Руки брадобрея перевернули страницу". Читайте. Вот вам сколько всякого читать. Еще и ПодонокРу открыли.

И ПАРАВОЗ, И МУШКА ДРОЗОФИЛЛА

Это тоже читайте: очередная моя колонка из "ВремениМН":
"Жизнь коротка кроме звездного мига, / Молодец гол, как сокол. / Не для тебя Голубиная книга - / Хватит того, что прочел". Так писал двадцать лет назад - в свой звездный миг - сумеречный ангел русской поэзии Юрий Поликарпович Кузнецов. Голос его звучал мрачно, но до чего же уверенно и гулко. Стихи легко заучивались наизусть: у меня до сих пор часто всплывает в памяти что-нибудь вроде "Птица по небу летает, / звать ее - Всему Конец". Евтушенко, составляя как-то четверку главных служителей Аполлона, включил туда, помимо себя, Кушнера и Бродского, "представителя патриотического лагеря" Кузнецова. Строчки "Звать меня Кузнецов. Я один. Остальные - обман и подделка" если и казались дерзостью, то оправданной. Недавно я впервые увидел поэта воочию. Случилось это на процедуре защиты дипломов в Литературном институте. Руководитель семинара Кузнецов, представляя своего ученика, строго говорил, что по стихам ученика видно, что он может предать Родину. При этом выглядел Кузнецов хорошо - в добром здравии, в крепком рассудке. Будто бы перенесся из времен своего "звездного мига", когда риторика про предательство была риторикой власти...
Дальше там про Вен.Ерофеева, Заходера с Винни Пухом и, как ни странно, снова о "Букве А" Маканина.

ТЫ ЗАЧЕМ ЛЕТАЕШЬ НЕОПОЗНАН?

Очень веселый рассказ Андрея Аарха "Проект" - действие происходит, кажется, в будущем, когда виртуальная реальность слишком уж тесно переплелась с реальной: так, что я, как человек компьютерно-неграмотный, не понимаю, в чем там дело. Но читать интересно. Читайте же.

Обустройство окружающего пространства я начал с увеличения площади. Достав "Space Maker", надел костюм супермена и аккуратно раздвинул стены, создав комнату 6х8 метров. Скинув костюм, распаковал "Архитектора", и он, пошныряв вдоль стен и под сиротливо стоящим столом, предложил несколько вариантов обстановки. Я выбрал попроще, под названием "Мадисон Авеню, ранняя осень". Архитектор бодро нарастил стены метров до семи, постелил паркет, раздвинул (так и хочется сказать "прорубил") в одной из стен огромное окно, другую застроил стеллажами с книгами в солидных, кожаных с тиснением переплетах, поставил в углу кожаный же диван, круглый столик, ближе к окну рабочий стол темно-красного дерева, на который тут же перекочевал компьютер, моя еда (осторожнее, осторожнее!) и прочая чепуха с того жалкого подобия стола, который мне предлагалось использовать. Сделав все это, он блеснул капелькой пота на натруженном лбу и спросил, все ли меня устраивает. Я потребовал жалюзи и телевизор. Потом достал наугад книгу с полки и посмотрел название. "Секреты юриспруденции. Психология подследственных. Ведение дел несовершеннолетних насильников." Гммм... Не совсем те книги, в окружении которых я буду чувствовать себя уютно. Я дал ему линки, и он живенько принес мои любимые книжки. Полки заметно расцвели пестрым коллажем корешков.

ЛИРИКА ДУШИТ

я прислонялась к собору Гауди в Барселоне
лебедей наблюдала в море у берегов Нэшхольмена
я замыкала руками улицу в старом Стокгольме
купалась в нимфеях латвийских озер
я кружилась в спагетти дорог над балконами Генуи
трогала мужской пояс целомудрия в Градчанах
ласкала в ладони окаменелости трилобита-готландца
удивлялась как утки любили друг друга в пруду
как паука паучиха убила в малине


Цикл стихов Стеллы Моротской "Все 33 (и другеи) удовольствия", частично появлявшийся в "ТекстОнли", в более полном виде читайте у Левина.

БЕССОНИЦА. ГОМЕР УШЕЛ НА ЗАДНИЙ ПЛАН

По чему и о чем можно гадать?

По стерильности лечащего халата врача о диагнозе.

По светящимся окнам многоэтажного дома, которые образуют символы и знаки разной степени убедительности.

По музыкальным радиостанциям - примерно, так же, как по Библии: ты говоришь: "Европа +", ищешь и попадаешь на песню: "Я помню все твои трещины…" Ты говоришь: "101" и я снова кручу поиск…

ТОЛЬКО НОГИ НЕ ВЫТЕР

Михаил Золотоносов оказался первым, кто разругал или вроде того книгу Гаспарова "Записи и выписки".

В ПИВБАРАХ КВАС, А В РЕСТОРАНАХ ПЛОВ

А фрагмент мемуарного романа Д.А.Пригова "Живите в Москве" появился на сайте НЛО. Книжка выйдет через неделю.

СВЕТ ИХ РЕЗИНОВЫЙ СПИЛЕН И СВАЛЕН

В "Звезде" Лев Лосев сравнивает Бродского с Солженицыным, а Борис Парамонов производит Татьяну Толстую от Гоголя.

И В ЗАТЫЛОК СТУЧИТ САПОГАМИ

Пока тут ремонт, читайте в "Вестях" мой проект "Прогулки с Карлосом-2000". Мало Баха, Кастанеду еще подавай… Первый выпуск и предуведомление здесь.

И ЛЕТИТ ФИЛОЛОГИЯ К ЧЕРТУ С МОСТА

"Новое литературное обозрение" приглашает всех желающих на традиционную ежегодную конференцию VIII БАННЫЕ ЧТЕНИЯ

"СОЦИОЛОГИЯ ЧУВСТВ:
ЗАПАХИ В ЛИТЕРАТУРЕ"

26 июня 2000 года
(Галерея "Дом", Б. Овчинниковский пер., д.24, строение 4, м."Новокузнецкая")
Происходит с 11 до 17 часов, среди докладчиков - А.Левинсон, О.Вайнштейн, С.Козлов, В.Живов. Меня не будет, жалко очень.




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1