СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 45 24.02.2000


  • Монография о постмодернизме
  • Конкурс "Кальпиди?"
  • Лотмана обвинили в милитаризме
  • Акция "Литераторы - милиционерам"
  • Опубликован "Полуостров Жидятин"
  • "Даун.Ру", новый Гильфанов, мемуары Крапивина
  • Пригов впервые выступал перед милиционерами
  • Евгений Попов выиграл суд у Феликса Кузнецова
  • Физиологические очерки Алексея Цветкова
  • Первые главы монографии о постмодернизме
  • Первые пародии на Кальпиди

ПИСАТЕЛИ И МЕНТЫ В МУЗЕЕ МАЯКОВСКОГО

Первые свои тексты про Милицанера, который пьет пиво в буфете Дома литераторов и представляет собой жизнь, исполненную в форме долга, Д.А.Пригов сочинил в 1972 году и ни разу их реальным милицанерам не читал. В начале третьего тысячелетия (да хоть и в конце второго) такая акция представляется уже… ну, так скажем, не особенно обязательной. Тем не менее, она состоялась: именно Дмитрий Александрович был первым, кому предоставил слово Игорь Сид, ведущий вечера "Литераторы - милиционерам", который состоялся в Музее Маяковского 21 февраля.
Выглядело это так. Треть амфитеатра музея заняли молодые милиционеры с начальником и в полушубках: так три часа и сидели парились. Остальные места более-менее заняла вокруглитературная публика. После Пригова выступали Эргали Гер, Александр Селин, Света Литвак, два правозащитника (Левинсон и еще один, фамилии которого я не записал) и три поэта из объединения "Петровка, 38". Сид, как всегда, много говорил, приводил какую-то безумную статистику из интернета, в котором дескать, нет текстов, где бы одновременно встречались слова "поэзия" и "милиция" (аудитория предположила, что у Сида плохой Интернет).
Любопытно было сравнить, как вели себя две части аудитории. Менты сидели молча с каменными лицами, лишь у двух-трех человек они к концу вечера стали немножко отмерзать; не поняли, увы, что выступление перед ними Пригова есть событие русской лит-ры; чувствовали себя скованно - чужая территория, как вести себя, непонятно. Литераторы много рефлектировали, говорили, что между частями аудитории холод, одни выступающие задирались, другие их осаживали, когда читали стихи ветераны с Петровки, какой-то умник иронично кричал "браво". В общем, литераторы проявили некоторую суетливость. Когда вечер кончился и всех позвали фотографироваться, большая часть милиционеров предпочла избежать увековечивания.
"Крымский клуб" в лице Сида планирует продолжать проект "Литераторы - людям"; в следующий раз обещал представителей спецслужб. Устраивать из литературных вечеров аттракционы - дело благое. В литсалоны в этом сезоне ходит совсем мало публики, жанр вышел из моды. Можно ответить, что оно и хорошо, что ходят только желающие реально слушать тексты. Беда в том, однако, что 9 из 10 наших писателей читать совершенно не умеют, бубнят себе под нос, глаз от бумажки не отводят, производят тягостное впечатление. И захочешь текстов послушать - не услышишь. Из старой гвардии очень хорошо читает Рубинштейн (Пригов несколько потерял энергетику), из молодых Воденников, а так сразу больше никого и не вспомнишь. Я решил подать пример господам чтецам и провести в середине марта в Чеховской библиотеке свой вечер. Подробности позже.

Е.ПОПОВ И Ф.КУЗНЕЦОВ В ЗАЛЕ СУДА

10 заседаний за два года: вот такой был суд. СЛАПВА Евгений Попов увидел как-то по телевизору, что в кабинете Феликса Кузнецова, одиозного советского литературоведа и директоар ИМЛИ, леждит собственный поповский экземпляр самиздатовского альманаха "МетрОполь", за который Попова и Вик.Ерофеева этот самый Кузнецов с такими же пакостниками исключал из Союза Писателей. Попов потребовал вернуть ему вещь (а вещь реальная, как выражается Попов, "размером с небольшую могильную плиту") и возместить моральный ущерб. Кузнецов сначала сказал, что выкинул вещь на помойку, потом признался, что альманах находится в ИМЛИ, но отдавать отказывался: дескать, собственность Академии наук. Попов не отступал, в ИМЛИ запахло аудиторской проверкой, и в итоге в конце года стороны заключили мировую (так что фраза "Попов выиграл суд" в анонсе - рекламное преувеличение), согласно которой Попов отказался от возмещения морущерба, а ИМЛИ обязалось вернуть продукт. И вот, наконец, вещь обрела хозяина.
А соратник Попова по "МетрОполю" Вик.Ерофеев открыл сайт.

СВЕТСКИЙ ЛЕВ И ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК В НЛО

Открылся сайт "Новое литературное обозрение". Это не сетевые версии журналов "НЛО" и "НЗ" (они по-прежнему на инфоарте), а такая пародия на салон (персонажи - Хозяйка, Светский лев, Пиит и пр.), иноформация о книжках "НЛО" и какие-то тексты: из готовящихся к публикации, прозвучавшие на НЛОшных тусовках и публиковавшиеся в "НЛО", когда у журнала еще не было сетевой версии. Напечатан, кстати, текст Карло Гинзбурга про "уликовую парадигму". Я этот текст когда-то (ой-ой, 5 лет назад) рецензировал в газете "Сегодня".
А вчера на вернисаже в галерее Гельмана подошел ко мне странного вида человек и говорит:
- Читал вас сегодня в газете "Сегодня".
Я удивился: из этой газеты меня уволили в 1995 году. А человек говорит:
- Я очень медленно читаю, внимательно. Газеты сейчас читаю за август 1994 года. По еженедельникам дошел до 1996-го, а по газетам только до августа 1994-го…
Утверждает, что все это хозяйство у него пачками дома лежит.

ФИДЛЕР, ФУКО, ДЕЛЕЗ, ЛИОТАР И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ В КНИГЕ О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ

Откуда есть пошла теория постмодернизма, что наизобретала банда лукавых французов во главе с одноглазым Дерридой, что такое авангардная парадигма и как с ней бороться: в двух главах первой части монографии "Современный русский литературный постмодернизм". Собственно о современном русском литературном постмодернзиме речь пойдет во второй части.

ДЕ МИК, НЕСКАЖУ И ИВАН КАРАМАЗОВ В КОНКУРСЕ "Кальпиди?"

Творчество - это процесс, продукт его эфемерен,
можно писать криво - прочтут все равно прямо.
Морщины на лбу напоминают растрескавшиеся двери -
результат чтения романа Горькошевского "Что делать,мама?".

Это Карамазов пародирует старый текст Кальпиди "Время переводить современных польских поэтов". Всего же на конкурс пришло пока три текста.

ЧУЖАЯ МОРДА В ОКНЕ

Зачем калеке третья нога, что бывает, когда люди хотят побить рекорд по затискиванию человечьих тел в автомобильный салон, как поступать с незнакомцем, который глядит в ваше окно - в физиологических очерках Алексея Цветкова.
Цветков порадовал - его новые рассказы аккуратнее, отточеннее предыдущих. Непременно читайте. Через неделю будет еще три новых его текста.

ЗЕМФИРА И АЙВАР НА ЛУНЕ

Третий список Бавильского посвящен Луне

ЗОЛОТОНОСОВ, БАНАН И ФОМИНА В РЕЦЕНЗИЯХ

В рубрике "Книги" на "Вестях.Ру" появились на этой неделе первые рецензии на современную русскую литературу: во вторник читайте о книге Золотоносова ""Слово и Тело", в среду о книге Михаила Иванова "Банан", в четверг о сборнике прозы Виктории Фоминой.

ПЕТР ВАЙЛЬ НА РАНДЕВУ С ИВАНОМ ТОЛСТЫМ

Прошлой осенью Петру Вайлю исполнилось 50, по этому поводу с ним имел беседу Иван Толстой, беседу напечатала ноябрьская "Звезда", материалы из которой только что появились в сети.