СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 1 24.12.98

  • премии: антибукер, смирнофф-букер, матадор, андрей белый
  • солженицын как предатель и разрушитель
  • в постели с мандельштамами
  • москву следует называть "эт-тот г-город". . .
  • один салон затопило, зато открылся другой
  • новый русский букварь: мама мыла мерс
  • 5 820 960 цифр в честь такого же количества убитых евреев

ПРЕМИИ

В конце года новостей неожиданно много, в первую очередь премиальных. В понедельник в глазуновской академии живописи были объявлены лауреаты русского Антибукера-98. Эта премия, учрежденная "Независимой газетой", больше любых других могла бы претендовать на роль национальной литературной награды: хотя бы потому, что вручается по нескольким номинациям (в позапрошлом году их было три, в прошлом четыре, в этом уже пять), как какой-нибудь "Оскар". Денежки дают: от 4 до 12 тысяч долларов в зависимости от номинации. Мешает репутация "НГ", а еще то, что практически каждый год с Антибукером связан какой-нибудь не самый приятный скандал.

На сей раз скандал если будет, то в связи с победой Олега Давыдова и его статьи "Демон Солженицына" (две полосы в НГ от 16.05.98) в номинации "Луч света" (литературная критика и литературоведение). Но в отличии от прошлых скандалов с Гандлевским и Галковским, когда газета выглядела откровенно жалко, на сей раз она будет выглядеть благородно.

В статье написано, что внутри Александра Исаевича с молодости живет демон Нахрап, который понуждает человека разрушать все вокруг и даже предавать-подставлять других ради своей свободной воли. Мысль вполне разумная, по отношению к Солженицыну употреблена кстати, гулко отражается в широком контексте (психология "крутого" поведения: актуальная для нас темка); ну, и естественным образом вызывает волнение в зале. Давыдов (сотрудник НГ, сам внешне похожий на демона средней руки) редко пишет интересные тексты, но этот ему определенно удался. Справедливости ради замечу, что мысль в статье статична, что плохо для такого массива текста: она заявлена, а потом разжевывается, а не развивается и быстро утомляет. Есть совсем наивные куски: типа детских психоаналитических предположений о семейной травме. Но есть и очень сильный кусок про женщин Солженицына: смелый, чувственный и, что ли, взывающий к чистоте. Олег, cool!

По номинации "Братья Карамазовы" (проза) премия присуждена Андрею Волосу за рукопись романа "Хуррамабад". Если судить по опубликованным фрагментам , это вполне добросовестный, притчестремительный, социально и нравственно ответственный (действие происходит в постсоветскую эпоху на мусульманской окраине империи), грамотный пример "нормальной" литературы, предназначенной не столько для чтения, сколько для того, чтобы автор проявил вышеуказанные добродетели.

По номинации "Три сестры" (драматургия) премию решено не присуждать: ни одной достойной пьесы жюри не обнаружило, но при этом обратилось к оргкомитету, чтобы одному из претендентов, Максиму Курочкину, все же дали за сочинение "Стальова воля" спецприз "За поиски новых путей в драматургии": я попробую найти эту "Волю" и что-то вам о ней рассказать.

Премия "Четвертая проза" (нон-фикшн) досталась Эмме Герштейн за очерк "Надежда Яковлевна", посвященный жене того самого поэта, название произведения которого стало и именем премии: Мандельшама, то есть. Короткий, плотный текст, переплетающий в один узел несколько взрывоопасных тем (любовные утехи четы Мандельштамов: Надежда Яковлевна была бисексуалкой и любила пошалить; поведение поэта в НКВД; страсть к самоубийству). Узел не столько распутывается, сколько пестрит: скоро устаешь следить, кто, с кем, почему и в каком смысле. Очерк Герштейн - и впрямь выдающийся, но своим живым коллегам-писателям и себе я искренне желаю, чтобы наши девчонки не сочиняли про нас мемуаров.

Наконец, поэтическую "Незнакомку" присудили Максиму Амелину , страннейшему поэту, сочиняющему архаические тексты в духе Сумарокова, переводящему Катулла и издающему графа Хвостова: весьма советую. Амелин - один из Ста Писателей, представленых на сайте "Современная русская литература".

Что касается просто Букера, его вручили на десять дней раньше и достался он: Большой (роман года) - Александру Морозову за "Чужие письма" (как и у Волоса, грамотный средний текст; какую-то растерянность питают наши жюри перед современной прозой, которая есть всякая, в том числе очень яркая), Малый (номинация плавающая, в этом году - за мемуары) - поделили между той же Эммой Герштейн и Михаилом Безродным, автором "Конца цитаты", сделанного в жанре опавших листьев и прочих крохотков. Безродный тоже состоит в Ста Писателях, и "Конец цитаты" - шедевр, но текст сей дважды выходил в свет с предисловием председателя жюри этого года Андрея Зорина, а потому это решение мне кажется не особо корректным.

Фирме Букер, кстати, надоело финансировать русскую словесность, и премия выдвинула вперед имя нового споснора. "Смирнофф-Букер" она теперь называется. Скоро слово "Букер" отвалится, видимо, и от "Смирноффа", и от третьяковского "Анти-": забавно сходила в Россию крупнейшая британская премия...

Журнал "Матадор" 21 декабря впервые вручал свои премии "Блестящие мозги": в "Кодаке-Киномире", с телешоу, с "Дидушками" и "Ногу свело", все клево, круто (это скрытая реклама "Матадора" пошла). За литературу мозги достались Ирине Прохоровой, главному редактору "Нового литературного обозрения" и соответствующего издательского дома. Тут денег не давали: только статуэтку.
(Остальных луареатов "Мозгов" перечислю в скобках: фото - Ольга Свиблова, кино - Александр Баширов, мода - Татьяна Парфенова, дизайн - Игорь Гурович, изо - Александр Пономарев, музыка - "Маша и медведи").

Наконец, завтра, 25 декабря, в Питере будет вручена легендарная элитарная премия имени Андрея Белого (один рубль и стакан водки). Ее получат тонкий поэт Михаил Еремин, ураганно-акварельный прозаик Василий Кондратьев (оба СПб), хтонический философ Константин Мамаев (Екатеринбург) и подвижники-авангардисты Ры Никонова и Сергей Сигей (оба Ейск).


САЛОНЫ И КЛУБЫ

Недалеко от Маяковки открылся типа клуб с неудобоваримым именем "О.Г.И" и с очень милой атмосферой. Обещан книжный магазин, выставки, чтения стишков, буфет, свободное общение и пр. Такого места в Москва (я придумал, что ее следует называть Этот город: по аналогии с Этой Страной; причем интонацию делать побрезгливее - Э-т-тот Г-город...) нет. Существующие литсалоны предлагают формулу: чтение стихов + совсем чуть-чуть клубности. Тем более, что пару недель назад неизвестно на какой срок затопило "Классиков двадцать первого века" Лены Пахомовой (салон, дислоцировавшийся в Чеховской библиотеке), самый центровой и единственный обуфеченный. Я очень расстроился - и вот выход в виде "О.Г.И.", где хотят теперь забить под литчтения четверги (день, в который работала и Пахомова). Правда, здесь нужно будет типа платить за клубную карту. Но оно, может, и к лучшему.
Справки: 2092154


КНИГИ

Хит декабря: НОВЫЙ РУССКИЙ БУКВАРЬ, который слепили Катя Метелица и Вика Фролова, в котором есть свежий текст Пелевина, картинки и, конечно, буквы, как и должно быть в букваре. Мама мыла мерс. Гоша грузанулся грибами. На презентации публике вынесли тазики с шампанским, в которое были накиданы мороженые ананасы, и чучело рябчика. Г-н Гладков, издатель журнала "Люди", листая азбуку, догадался, что "по-понятиям" это тоже самое, что "релевантно". Мою рецензию смотри здесь.

ЧИСЛО БЕЗДНЫ - книгу Вардвана Варжапетяна, выпущенная "Ноем" и "Новым временем" - словом типа "хит" можно было бы оскорбить, наверное. Вы никогда не держали в руках такого. 5 820 960 евреев, по данным, которые никто не проверит, стали жертвами Холокоста: и в память о каждом из них Варжапетян написал цифру. Сначала он написал эти цифры от руки, а теперь они изданы толстенным томом: множество страниц, заполненных цифрами. Безумие? Конечно, безумие. Но еще и мессадж тем пространствам, о которых мы не знаем ничего. Магия, от которой неожиданно может стать тепло кому-то из нас, будь мы живыми, мертвыми, евреями или армянами.

Свежие книги авторов из Списка Ста.
Михаил Успенский заканчивает похождения своего бедового Жихаря: пропала из мира смерть, всем без нее невмоготу, послали парня косую найти, свинтить и вернуть ("Кого за смертью посылать", Спб, "Азбука"). Б.Акунин выпустил том с романами "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса" (Москва, "Захаров"-АСТ): в 1998 году именно он сочинял лучшие детективы на русском языке. "Олма" переиздала "Убойный отдел", старую, лучше чем новые, книжку Андрея Кивинова (это который придумал сериалы "Менты" и "Улица разбитых фонарей").




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1