СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 13 25.03.99

  • "паутина" супругов шелли, "generation п" пелевина и "голубое сало" сорокина: три к к одному
  • семь вариантов расшифровки названия "generation п"
  • миром правит не тайная ложа, а явная лажа
  • списки писателей у фрая, у кузнецова, на "эхе м"
  • вся россия - тюремный клуб, и березовский с гусинским на сцене
  • скидан об интеллигенции
  • свежие "неприкосновенный запас", "лягушатник", слово "клавитуара" и книга верникова
  • яйцо пасхальное в компьютерном окне

МЭРИ И ПЕРСИ ШЕЛЛИ ПИШУТ ИЗНУТРИ ЛЕГЕНДЫ
Прочел "Паутину" супругов Шелли, вернее, первые две ее части, третьей нет еще. Наверное, это первый роман о русской сетевой, как бы это выразиться, жизни, попадет в таком качестве в вечность, и, на наше счастье, это весьма достойный текст. Не очень мудреная история о том, как виртуальность переплетается с ритуальностью, сдобрена лирическим... чем добрят? Ну, вот этим лирическим сдобрена и выступает в качестве шампура для гэгов двух типов: прибамбасы компьютерного будущего + аллюзии на сетевую тусовку. Последнее, конечно, не будет внятно офф-лайновому читателю, но для романа, созданного в легендарные времена (а настоящее время Сети до сих пор еще легендарно), это нормально. Читайте: прикольный текст. Хотя Мэри Шелли в "Хулидол Таймз" - круче; от "Паутины" все же отдает самодеятельностью.

РЕАЛЬНОСТЬ В ПОЛНОЙ ЗАДНИЦЕ
У меня мания: на днях писал в "Курицындэйли" о вящей схожести "Поколения П" с "Голубым салом", а теперь и "Паутину" ставлю в сей ряд. Все три романа - о том, что реальность #1 прогибается под давлением виртуалки. В "Голубом сале" ее обволакивает мозг, в который вкололи наркотик, который сделали из сала тех, которые создали великую русскую литературу, которая мегамифична. В "Поколении Пы" ее подменяет реклама и прочая пиаровщина. В "Паутине", ясное дело, паутина.

Причем ни у одного из авторов нет по этому поводу метафизического постмодернистского восторга: Сорокин холодно-мрачен, Пелевин прямо-таки беспокоен-озабочен, чета Шелли не пессимистична, но вполне грустна. Дело тут, очевидно, в том, что треп о виртуальности и новом облике будущего, который раньше был просто мыльным пузырем на устах беззаботного трубадура, ныне обрел под собой твердый шанкр: ведь впрямь что-то началось. И клонирование овцы, и телепортация фотона, и компьютер с белковыми деталями - только первые легкие ласточки. Земля реально пошла из-под ног, нежные сочинители и занервничали.

(На фоне столь серьезного соображения упрячу в скобки наблюдения помельче - Сорокин с Пелевиным, как и Шелли, львиные части текста отдают гэгам: Сорокин упражнениям в стиле достоевского-чехова, Пелевин процедурам с рекламными роликами; занятно и то, что во всех трех романах проблемы с любовью - соответствующая линия есть только у Шелли, но героиня там, похоже, что-то вроде сбоя программы).

На сайте "Ад Маргинем" появились, как и было обещано, куски из "Голубого сала" (ссылки на все доступные пока главы см. у нас в левой колонке сверху). Есть кусок из романа и в апрельском "Плейбое", но сервера русской версии журнал про кроликов нет, вернее есть, но пустой (оказывается, ушлый некто зарегестрировал plaboy.ru и только на днях редакция выкупила адрес). И обещанное интервью Анны Наринской с Пелевиным, а также анина заметка про "Генерейшен Пу", в "Эксперте" есть, и есть в интервью хорошая фраза - "Миром правит не тайная ложа, а явная лажа". В "Эксперте" бесплатно висит только свежий номер, потому мы (испросив разрешения), цепляем его у себя - см. в той же левой колонке.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "П" В "GENERATION П" ?
Поколение "Пепси" - в романе типа сказано
Поколение П... (неприлично) в противоположность Поколению Х - Мэри Шелли
Поколение 3, 141 592 653 589 793... - Антон Долин
Поколение PR - Антон Долин
Поколение Пы - я придумал
Поколение Пелевина - для счета
Плюс версия от Анны Наринской - первая буква слова generation располагается на одной клавише с буквой п.

ВЕСТЬ НЕБУКВАЛЬНАЯ
Весть не буквальная. Я вижу как во сне
Яйцо пасхальное в компьютерном окне.

В прошлом выпуске, сообщая о присуждении Солженицынской премии Инне Лиснянской, забыл дать ссылку на ее стихи: исправляюсь. См. также статью Солжа о Лиснянской.

"НГ" ЗАДОЛБАЛА
Меня иногда упрекают, что я мог бы пореже издеваться над "Независимой газетой". Она, дескать, и так сама-себе-приговор. Оно конечно. Но иногда просто клавитаура чешется. Так, что опечатку исправлять не хочется: клавитуара. Прочел в "Экслибрисе", что на theatre.ru напечатана пьеса Максима Курочкина "Стальова воля" - лауреат последнего Анти-Букера. Вот, думаю, как хорошо, и пьесу человека с хорошей фамилией прочту, и читателей своих порадую, и любимой "Независьке" сделаю приятно. Шиш - нет пьесы на сайте. Опять надули.

КРОВАВУЮ НОЧЬ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ
и другие текстики "ученых профессоров" Владимира Белоброва и Олега Попова употребляю с переменным эффектом. Очень хороша последняя фраза упомянутой "Кровавой ночи", но чтобы ее оценить, читайте весь рассказ (там в начале про слонов скучно, потом лучше идет).

ПРЕВРАЩЕНИЕ ТЮРЬМЫ В КЛУБ
Четвертый номер "Неприкосновенного запаса" появился в сети. Григорий Чхартишвили мечтает, прекраснодушно что было бы, когда бы он был Березовским-Гусинским в одном лице. То есть, не что случилось бы тогда с Потаниным, а какие бы он средства массовой информации имел. Хорошие бы имел. Но пока мы имеем лужковизацию прессы, о чем в этом номере пишу я. А Владимир Паперный делает такой вот неутешительный вывод: "Превращением церкви в тюрьму никого в России не удивишь. Почти все главные монастыри побывали в какой-то момент в ведении ГПУ. Превращение тюрьмы в клуб - это, пожалуй, уже символ нового времени. Если допустить, что при Сталине вся Россия была тюрьмой, тогда сейчас это та же тюрьма, но с разрушенными стенами и сломанными замками. Вход и выход свободный, но власть принадлежит блатным".

ТЕХ, КОГО У ФРАЯ 13, У КУЗНЕЦОВА 31
Сергей Кузнецов выбирает главного русписа уходящего века - вернее: его читатели выбирают. Во второй тур вышел 31 словодел. Из живых: Саша Соколов, Сорокин, Солженицын и Пелевин, все состоят в Списке Ста. Женщин две - те, что по меткому замечанию А.Шабурова, вместе с Пастернаком и Мандельштамом составляют нашу литературную группу АББА. Ильф и Петров посчитаны как один. Победит наверняка Булгаков, как это произошло в соответствующей голосовалке "Эха Москвы" (а среди нерусских кто там победил, как думаете? Правильно, Хемингувай).

А 13 Макса Фрая - это просто список его любимых сетевых сочинителей. Делицын точно заметил на "Анти-Тенетах", что их объединяет "общая атмосфера полу-сказочного, приподнятое настроение, немрачность, несолидность, ориентация на стеб и развлекательность. Все это, по-видимому, близко самому Фраю".

ПЕРЕЙДИ НА ШАГ!
Фраю в холодной десятке нового "Лягушатника" более всего понравилось хэ Сап-Са-Дэ:

Июльский полдень.
Греется на крылечке
Старуха с косой.

Мне тоже, только непонятно, откуда в Питере в марте июльский полдень. И что за крылечко - Мраморный дворец имеется в виду? Непонятно также, что за старуха, а в остальном все хорошо. Еще мне понравился Павел Гончар:

Человек перешел на шаг,
Пробегая
Мимо бродячей собаки.

НЕКРАСОВ НЕСКОЛЬКО НЕВНЯТНО
и длинно наезжает в "РЖ" на Левкина, Всеволод Некрасов имеется в виду, и ругает, как всегда, всех, кроме себя. Левкин внятно и коротко отвечает.

ОПЯТЬ И СНОВА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Пишут и пишут. Вот Александр Скидан написал об интеллигенции.

ПОДОБНОЕ СТРЕМИТСЯ К ПРЕПОДОБНОМУ
- пишет Александр Верников в "Заступничестве отца Сергия", лучшем тексте его книжки "Страницы духа и буквы" (Екатеринбург, издательство уральского университета). Вообще же в книжку вошли далеко не самые удачные сочинения этого автора Списка Ста. Больше половины "соборника" занимает собственно роман "Странники духа и буквы", довольно сомнительное худло. Действие разворачивается вокруг редакции пермского журнала "Кама" (прототив - е-бургский "Урал"), и тем, кто лично знает героев, читать интересно, понятно. Выведены там и некоторые столичные рыцари пера, в частности, все тот же Плевин (автор романа "Полноте, Котовский"). Хорош портрет поэта и телеведущего Шаталова: "лысый дядька в очках каким-то дезоринентированным дискантом и будто уплетая произносимое за обе щеки, говорил..." Много отлично выписанных кусков, но в целом длинно, путано и слишком эзотерично.