СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 49 28.03.2000


  • Изменения в русской орфографии: укорот букве Ю и запятым
  • Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии
  • Как ослеп Борхес
  • Событие: "Лупа" Надежды Григорьевой в "Звезде"
  • Красивый текст о "Красоте по-американски"
  • Продолжение дискуссии про питерскую критику
  • Критика как бизнес
  • Рассказ об убийстве Ельцина

АКАДЕМИКИ МЕНЯЮТ ОРФОГРАФИЮ
"Общая газета" напечатала интервью с Владимиром Лопатиным, заместителем председателя орфографической комиссии Российской академии наук. Оказывается, последние "Правила русской орфографии и пунктуации" были утверждены в 1956 году. Сейчас готовятся новые. Ахтунг, в правилах русского языка произойдут изменения! Правда, из интервью толком не поймешь, какие. Собственно, конкретных фактов сообщено два. "Мы предлагаем сделать более свободными правила пунктуации. Менее строгими станут и правила переноса" - это первое. То есть будет зафиксировано то, что народ уже ввел явочным порядком. Это понятно. Менее понятна идея писать "парашут" и "брошура" на том основании, что так говорят устно. На парашут это, скорее, клоун-экстрасенс, а брошура - просто Шура особого типа, со спецразъемом. К тому же, по этой логике следует вводить и сакраментальную "карову" (хотя ее-то может и стоит как раз утвердить: как памятник отечественным дискуссиям об языкознании). Не говоря уж о том, что наезд на букву Ю непременно вызовет массовые волнения среди поклонников "Москвы-Петушков": им, наверное, надоело ежегодно упиваться в известной электричке, так будет повод взять штурмом здание РАН.

МАКАНИН ПРИГОВОРИЛ РУССКУЮ ЛИТ-РУ К БАРАКУ
Если уж речь зашла о буквах, то читайте мой обещанный отклик на повесть В.Маканина "А". Рецензия называется "У".
Спустя два года после неподъемного, многословного и, в общем, неудачного романа "Андеграунд, или Герой нашего времени" Владимир Маканин вновь публикует сочинение на букву А, вернее - просто "Букву А". Название вопиюще литературное и, так скажем, притчевзыскующее. Притча и получилась. И по объему (на два часа чтения), и по тону, и по плотности текста: "Буква А" кажется едва ли содержательнее всего "Андеграунда". Но вот дело все в том, что притча - о том же. О подполье, о "на дне".
Дмитрий Ольшанский (см. в гостевой книге сайта запись 281) обвинил меня за эту рецензию в тусовочности. Перечитал сейчас свой текст - может быть, он грубоват и поспешен, и у Ольшанского основания для такого прочтения были.

РАШЕН ДЕКОНСТРАКШЕН РЕАЛЬНО КОЛБАСИТ
Если уж речь зашла обо мне…
"Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии". Так называется третья (первая во второй части) глава моей монографии о постмодернизме. Вы узнаете, что такое деконструкция про-русски и как любуются советским дискурсом Кибиров, Сергеев и Месяц, что значит кал у Сорокина и что такое "приговская строка", как Рубинштейн приглашает вас внутрь вашего же тела, а Байтов одержим текстуальностью. Наконец, вы узнаете, как ослеп Борхес.

ЗАНЯТИЯ ЛИТЕРАТУРОЙ ПРОХОДИЛИ НА КЛАДБИЩЕ
Если уж речь зашла о телах деконструкции…
Занятия литературой, как обычно, проходили на кладбище. Специально оборудованный Центральный склеп для особо одаренных детей был снабжен наглядными пособиями по архаической дисциплине "история литературы". Помещение склепа походило бы на обычную классную комнату прошлого века, если бы не мумифицированные трупы деятелей литературы, расставленные по стенам вместо книжных шкафов.
Это не новый Сорокин, это "Лупа" Надежды Григорьевой - блестящий дебют в журнале "Звезда". Там не только Сорокин, там и Чехов, и Пепперштейн, и тартусское буквоведение. Не пародия на постмодернизм, а обращение с чучелом постмодернизма тем же деловито-уютным образом, каким постмодернизм обращался со всем прочим мировым культурным хозяйством. В предисловии Игоря П.Смирнова сказано, что "Лупа" - мираж гипертекста. Читайте.

ЗОЛОТОНОСОВ КОММЕНТИРУЕТ РЕШЕНИЕ ЖЮРИ ГРИГОРЬЕВСКОЙ ПРЕМИИ
Если уж речь зашла о Григорьевых…
На сайте НЛО заметка члена жюри премии А.Григорьева этого года М.Золотоносова о лауреате Сосноре и о премиальном сюжете. Там есть занятные рассуждения о поэтах "первого", "третьего" и "четвертого" ряда (невозможный, бесстыжий, на заводной дискурс). Однако тезис, что жюри не дало премии прозе не из боязни ответственности, а из низкого качества прозы, звучит хило.

КУШЛИНА НЕ ЖАЛЕЕТ ПИТЕРСКУЮ КОММУНАЛКУ
Если уж речь зашла о Золотоносове…
Градус вокруг его полемики с Левинтоном не умолкает. От Ольги Кушлиной пришел очень страстный, прочуственный отзыв, в котором она весьма нелицеприятно высказалась о питерских литературных нравах.
А мы продолжаем вывешивать рецензии из второго номера "НРК".

ЕЛЬЦИН ЗАВИЗЖАЛ КАК БОРОВ ПОД НОЖОМ
Если уж речь зашла о литературных нравах…
После перерыва в два или три месяца купил номер "Дня литературы". Февральский. Мартовский тоже есть - теперь я узнал, что у них есть сайт и буду смотреть в сети. Пока - прелести из февральского. Во-первых, там есть рассказ Ивана Темноты, герой которого замочил Ельцина ("Он завизжал, как боров под ножом, но я продолжал лупить его сосредоточенно…") и направляется мочить перечисленную сволоту: Черномырдина, Г.Попова, Чубайса, Кириенко, Березовского, Гусинского, Лужкова. Непонятно, куда делась Хакамада. Во-вторых, там интервью с художником С.Бочаровым про Высоцкого. Про Высоцкого малоинтересно (ну, стал жертвой друзей-либералов, это ясно), зато жуть как занятно про самого Бочарова, у которого, оказыывается, "с 1989 года уже начались всем известные социальные полотна. Сначала "Неравный брак", где я собрал за одним столом всех людей, в основном это представители московской либеральной интеллигенции, это 240 портретов, чтобы люди увидели тех людей, для которых самое главное - это кормушка. Лишь бы пожрать и попить за чужой счет. И во главе Ельцин сидит. Задача была - народу раскрыть глаза. Это страшные люди. А в клетке заперты наши истинные патриоты. Распутин, Белов, Питирим, Иоанн Петербургский. А невеста - это наша Россия". 240 чубайсов нарисовал на одной картине! Знает кто-нибудь такого художника? Где можно увидеть "Неравный брак"? В-третьих, там смешно про критика А.Немзера написано: "его уверенное, деловитое поведение в этой статье, искусное владение "весами и ценниками" и, самое главное, чисто утилитарный подход к литературе упорно вырисовывают образ автора похожим на хозяина гастрономической лавки".

ЛОДЖ ОПИСАЛ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ АМЕРИКАНСКОЙ КРИТИКИ
Если уж речь зашла о торговле, читайте в "РЖ" статью Дэвида Лоджа "Критика как бизнес"рецензию Натальи Карповой на роман Лоджа "Академический обмен" тоже читайте, если еще не читали).

КУЗЬМИНСКИЙ ВВОДИТ НАС В КОНТЕКСТ
Если уж речь зашла об иностранцах и "РЖ"…
Там появилась эксклюзивная донельзя рубрика "Иномарки", в которой Борис Кузьминский аннотирует новинки западной словесности. В Рунете ничего подобного нет, а в он-лайне существовал когда-то специально под это заточенный журнал журнал "Диапазон", который уже года два как скончался. Поздравляю вас и себя с ценным ресурсом. Название очень точное: на Западе ведь и дороги получше (читай: общество структурировано).

БЕРГЕР ПОЛЬЗУЕТ КАРНАВАЛ
Если уж… Сколько же можно! Что за тупой прием, что за соловьиная нудь, что за кухаркина селезенка: если уж, если уж…
Вот позвонил мне глубокой ночью из Кельна Боря Бергер, сухой мотылек, и прочел стишок, сочиненный им по поводу мартовского кельнского карнавала:
Маскарад? Очень рад.
Карнавал? Я ебал.

БРИСЕНКО ПЕРЕПИСЫВАЕТ ПРОЗОЙ СТИХИ
Если уж речь зашла об эксклюзивных текстах…
Внезапно в праздношатающуюся публику стали втыкаться, шипя и урча, осколки метеоритов: это были именно следы метеоритов в небе, а не праздничный салют, как я подумал вначале. Тут и там падали люди.
Это цикл Дмитрия Брисенко. "Ремиксы избранных стихотворений, изложенные в прозе". Авторы стишков - Георгий Геннис и Леха Андреев. Брисенко переписывает их мягко-пушисто, в режиме робкого экзерсиса. Скоро напечатаем цикл его больших рассказов, где Дмитрий предстанет в другом качестве: автора жестких историй.

ГРИДАСОВ ПРЕДАЕТСЯ КАРНАВАЛУ
В этом злом городке все дома вдоль дороги летят -- потемкинские: ни в одном, как ни бейся, не откроют тебе ни дверей, ни душу. Сегодня утром ты мастурбировал под душем, и это будет лучшее среди всего, что выйдет за день.
Очень трепетную рецензию сочинил Стас Гридасов на фильм-оскороносец "Красота по-американски".

БАЙТОВ ОПИСАЛ 39 КОМНАТ, А БОГАЕВУ ХВАТИЛО ОДНОЙ
Если уж заканчивать речь о новых публикациях - то в "Знамени" завораживающие стихи Николая Байтова.
1. Вот комната моя. В ней медленный рассвет
ощупывает каждый призрачный предмет.
Я просыпаюсь, вглядываюсь: там
очки, часы, стакан...

2. Вот комната моя. Здесь на иконах пыль.
В лампаде треснувшей засох давно фитиль.
Старинные тома лет, может, сто
не открывал никто.
А Олег Богаев - лауреат Антибукера по драматургии за пьесу, где все действие человек сам с собой общался - опубликовал в "Урале" сценку "Телефункен": там человек с радио общается.

ОПЯТЬ О "КАЛЬПИДИ?"
Просьба ко ВСЕМ мотылькам, участвовавшим в конкурсе "Кальпиди?" - сообщить мне свои почтовые адреса. Тем, кто не получил главные призы, Кальпиди вышлет поощрительные.

ОБЪЯВЛЕНИЯ
С 5 по 9 в Москве в клубе "Дом" - Приговский фестиваль. Д.А. читает с музыкантами.
Непременно прочтите доклад А.Дельфина "Наркотики в России".




Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1