СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 18 29.04.99
  • "голубое сало" сорокина увидело свет
  • атас - деррида в сети!
  • н.иванова - новый президент "арсс"
  • негр захватил и поволок
  • генис и рубинштейн о пелевине
  • в.новодворская : "шестидесятники и пустота"
  • марсельеза ментов: фрай против борхеса
  • конкурс "четыре истории"

САЛО ВПЕРЕД!
В издательстве "Ад Маргинем" увидел вчера свет роман Владимира Сорокина "Голубое сало". Тираж не указан и Иванов (директор) его не выдает, ссылаясь на какую-то коммерческую тайну. Признается лишь, что вышедший осенью здесь же двухтомник Сорокина продан пятитысячным тиражом и что "Сало" предполагается продать большим. Я только за. Книжка в эти дни в Москве стоит 50 рублей. Читайте, присылайте отклики и ссылки на рецензии, если где обнаружите.
Автор уехал в Японию вести семинары по русс. лит-ре. Перед отъездом украсил своими открытками нашу Гостевую книгу (см. 757, потом 798 и далее), породив содержательную дискуссию о Васе Говноебове.
Приступая к "Салу", гляньте на сайте Ад Маргинем отрывочки из "Грамматологии" самой Дерриды - помогает.

Получается, что язык (то, что называют языком) и в начале и в конце своем был лишь моментом, способом (существенным, но ограниченным), явлением, аспектом, разновидностью письма.

А Сорокину открываем страницу.

У КРИТИКОВ НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
Академия Русской Современой Словесности (будете смотреть ссылку, имейте в виду, что на Инфоарте уже три месяца ленятся исправить список членов - вычеркнуть фамилию Сарнов, вставить фамилии Бак, Сидоров, Александров) - та самая, что вручает премию им А.Григорьева - провела отчетно-перевыборное собрание. Президентом на следующие два года избрана Наталья Иванова (вот ее статья о Истории в совр. лит-ре), замглавного "Знамени".

ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ ИЛИ НАПИСАЛИ СТИХИ О ДЖАЗЕ,
щелкайте сюда. Прозаик Михаил Бутов, член Списка Ста и ответсек "Нового мира" приглашает участвовать в "Антологии джазовой поэзии", где уже представлены Бродский, А.Цветков-поэт, перевод песенки про Читтунагу или как ее там. Совершенно волшебен Валентин Парнах -

Дрожь банджо, саксофонов банды.
Корчи. Карамба! Дребезжа,
Цимбалят жадные джаз-банды
Фоножар.
Взвары язвительной известки,
Переменный электрический ток.
Озноб. Отскакивания хлестки.
Негр захватил и поволок
Неведомых молекул бучи,

ГЕНИС СЧИТАЕТ GENERATION П ОСЕЧКОЙ, А РУБИНШТЕЙН ГОВОРИТ "ЧИТАТЬ МОЖНО".
В пелевинской коллекции две рецензии от писателей Списка Ста. Лев Рубинштейн высказался письменно в "Итогах", а Александр Генис - устно на "Свободе". Прочтите - Рубинштейн в принципе скептичен к современной прозе, а тут типа хвалит, Генис - пламенный фанат Пелевина, а тут типа ругает. Только, Саша, зачем же вы фантазируете, будто роман вызвал "бешеный отпор критиков", тем паче признавшись, что следите за "пелевианой" на нашем сайте? Ну так где вы видели бешеный отпор? Из всех критиков (см. список в левой колонке) ругают роман по-настоящему лишь Немзер да Леха Андреев.
В голосовалке у нас по-прежнему лидирует "Поколение П...ца". Благодаря Фраю, узнал о такой милой игрушке как гадалка по роману "Чапаев и Пустота". У меня выпало: "- Нет, - сказал он, прищуренным глазом вглядываясь в бюст Аристотеля, - если ты отсюда выйти когда-нибудь хочешь, надо газеты читать и эмоции при этом испытывать. А не в реальности мира сомневаться. Это при советской власти мы жили среди иллюзий. А сейчас мир стал реален и познаваем. Понял?" Чего ж не понять. Чтобы мне сегодня с работы выйти, надо по сети ходить, эмоции испытывать и в новости их переносить, а потом еще "Курицынdayli" на завтра и послезавтра зафигачить. А сомневаться в том, что реальности нет, сегодня мне некогда.

ЗВЕРЬ И ДЯТЕЛ НА СОСНЕ
Андрей Носков открыл сайт
"Век да не вечер" - файлы Андрея Носкова и Н.Колпия (вроде бы это одно биологическое существо). Стихи Носкова некоторые очень даже убеждают:

Так рыба в темной глубине
И зверь и дятел на сосне
Не верят в гибель без возврата.
Так наблюдает древний грек
Слиянье трех подземных рек
И молча валится куда-то
.

Но еще интереснее критические работы - например, о романе Маканина "Андеграунд". Трудно не дать ссылку на рецензию на мою книжку "Журналистика".
Да, чуть не забыл - еще у Носкова богатая коллекция поэтов серебряного века.

СМЕРТИ - ЛЕСНИЧЕГО И В ФИАЛЬТЕ
Игорь Клех, писатель Списка Ста, опубликовал в "Октябре" повесть "Смерть лесничего". Я плавно прочел этот очередной вальс с памятью и получил свою порцию удовольствия, ибо Клеха нежно люблю, но вам бросаться читать повесть не советую. Изъевшая все оскомины проблема жанра - ну хочется, чтобы худло было не просто куском качественной речи, но куском речи, оправданным чем-то внешним. Сюжетом плотным, социальным заказом, что ли... Но очень рекомендую текст Клеха в РЖ о набоковской "Весне в Фиальте".

КНИГИ ИЗДАЮТСЯ ВЕЗДЕ
Мой новый проект в журнале "Октябрь" называется "Русское поле" (Ананьев не дал назвать "Русский лес" поскольку существует такой роман, понимаете) и не принесет большой радости поклонникам моего таланта. Он - для других. Сотни людей в разных уголках России (и Украины, допустим) издают книжки и мечтают, чтобы о них в Маскве паганай чиркнули пару строк. Я и чиркаю эту именно пару - по поводу печатной продукции, которую для меня шлют в редакцию "Октября".

Попадаются вещи изряднейшие. Вот С.Панин выпустил в 1994 и 1997 две брошюры, посвященные тайному голосованию, которое он считает панацеей ото всего. Из пункта "Аморальность открытого голосования" - "Для всех голосующих открыто присуще общее психологическое состояние, вызванное необходимостью открыто высказывать свою мысль, являющуюся, как известно, интимным продуктом мыслительного процесса. Это состояние продиктовано элементарной осторожностью". Яснее, чем у Дерриды даже. Кстати, отпечатана брошюра в типографии села Бреды. Я там был в середине эдак восьмидесятых: едучи из Свердловска в Белорецк с пересадкой, проспал станцию и едва выпрыгнул в Бредах. Типа без денег. Пришлось продать на перроне курицу венгерскую мороженую, кою я вез в Белорецк. Еще я однажды полчаса торговал в те же годы кооперативными шапочками - одну продал.

ВОПЛИ И СОПЛИ
Пока заглавных толстых журналов избирают Президентами, а мы с Клехом публикуем в этих журналах тексты, Валерия Новодворская сочинила для "Новой юности" статью, где вытирает о толстые журналы все возможные конечности. Вне зависимости от справедливости ее суждений, чтение великолепное -
"Толстые журналы типа "Отечественных записок", "Современника" и прочих красот-высот плавно перешли в "Знамя", "Новый мир", "Октябрь" и "Вопросы литературы" (в просторечии - "Вопли"). Воплями все эти журнальные изыски и являлись, как, впрочем, и вся аранжировка русской литературы под черным соусом русской же меланхолии. Вопли и сопли. Очередной выпуск поминального обеда после гражданской панихиды".
И называется статья недурно - "Шестидесятники и пустота".

ДЮЙМОВЫЕ ДОСКИ ТОСКИ
Еще книжка из Челябы - Андрей Санников, "Прерафаэлит". Когда-то в фонде "Галерея" вышел сборник Виталия Кальпиди - "Ресницы", который потом получил одну из премий А.Григорьева. Санников издан в таком же оформлении - типа получается серия, в которой оформление играет роль названия. Несколько стишков из "Прерафаэлита" можно прочесть у нас -

Марсельеза ментов, перистальтика спин
и свобода - со свистом! - из вен отворенных.

КОНКУРС "ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ"
В ГазетеРу открылась рубрика Макса Фрая Macht Frei, где он публикует всяческие литературные эссе. Умно, свежо и интересно. Я, конечно: не согласен, что следует перечитывать "Альтиста Данилова", но заметку Фрая, в которой это утверждается, прочесть очень даже стоит, как и заметки о Сэлинджере, мумми-тролях и т.д. А в позавчерашнем выпуске Макс решил пободаться с Борхесом, который утверждал, что историй всего четыре - о штурме города, о поиске, о возвращении и о самоубийстве Бога. Фрай же, будучи согласен с количеством историй, считает, что они другие: побег, превращение в иное, появление двойника и заигравшийся игрок.
Черт - славная идея! Объявляю конкурс "Четыре истории". Условия элементарны - вы присылаете в Гестбук текст на полстранички, начинающийся словами "Историй всего четыре..." (см. модель здесь) . Потом я (один или даже с Фраем - его нет под рукой, сейчас не могу договориться) решаю, кто победил. Победителей может быть трое, например. Какой приз - тоже идею у Фрая пру. Книжки, которые в Москве и обозревателям легко достаются и которые хрен купишь в Перте или Курске. Каждый приз - три книги. Первая - моя переписка с поэтом Парщиковым, изданная Ад Маргинем. Вторая - тоже что-нибудь одинаковое для всех (Яркевича свежего у Гельмана, например, подтибрим или еще что - пока не придумал). Третья - выбранная победителем из списка, который я ему по мылу пришлю. Приз вышлю почтой. Вперед!

СНИМОК НА ПАМЯТЬ С ПРИВИДЕНИЕМ
Итак, добрался я глазами до Рената Гильфанова, которого разные голоса хвалили сильно в моей гостевой и персонально Горный в коридорах ФЭПа. Ну, не буду скрывать, дорогие мои, понравилось. Вот это -

Недавно прочел в газете: в результате множества наблюдений
Над жизнью и разнообразными формами привидений
Доказано, что привидения эти не просто тени,
А фотографии реальности, которые сделали стены.

И многое другое. Ну, сквозит, конечно, из всех щелей Иосифом Александровичем (на смерть которого у Гильфанова есть), но зато читать интересно. Роскошна поэма "Мерцание", в которой Ренат радикально усугубил прием автокомментирования, до сих особо сильный в исполнении Кальпиди. Кстати, словом "Мерцание" называлась как раз та книга Кальпиди, где он стихи свои прокомментировал не только по ходу текста, но и отдельным файлом...

САТИ + ЭШЕР = МЕКЛИНА
Маргарита Меклина, американская жительница, сочиняет прелестные рассказы, вышитые на полях нот Сати и рисунков Эшера. Публикуем пять штук в рубрике "Просто тексты". Лена Долгих о Меклиной заметочку написала. Драгомощенко любимый нам все это хозяйство прислал.

ИЗ РУССКОГО ЯЗЫКА СКОРО УБЕРУТ ГЛАГОЛЫ
Во всяком случае, Сергей Тетерин нашел в сети декрет об изничтожении этой мерзейшей части речи и анализирует сей факт в новом выпуске "Арт-манифестов", который появится у нас в пятницу. Появился.