СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



КУРИЦЫНweekly выпуск 15 8.04.99
  • 10 апреля - 100 лет Владимиру Набокову
  • сало набокова от сорокина + крестословица
  • истинное значение слова "мудак"
  • пампушка в е-бурге
  • клон бобра и 15-сантиметровая женщина
  • наезд на фак.ру
  • промежуточный финиш на большой букве
  • 77 вариантов перевода названия generation п

НАБОКОВ, ЛЕНИН И Я РОДИЛИСЬ 10 АПРЕЛЯ
100-летие Набокова большинство будет отмечать 22 или 23 апреля: это его даты рождения по так называемому "новому стилю" (первая более документальна, на второй он настаивал сам, чтобы быть рожденным в один день с Шекспиром: хотя, какая уж там дата рождения у этого пусть и влюбленного, но вполне виртуального драматурга!). Однако РЕАЛЬНЫЙ день рождения у В.В. был 10 апреля. Не по какому-то там стилю, а по жизни: в тот день, когда мама его родила, на календаре стояло - 10 апреля. И праздновали ему день варенья в это число (во всяком случае, пока он не уехал из России). То же самое с Лениным, поганцем, - 10 апреля родился. Я, пока этого не понял, в голову не мог взять, почему именно про этих двух Владимиров мне хочется написать книжки, а когда сообразил, все стало ясно. Я тоже родился 10 апреля.

САЛО НАБОКОВА ОСОБО РАЗВАЛИСТО, ЧТО ЛИ
В подарок вам - еще одна главка из "Голубого сала" Сорокина, а именно "Набоков-7". Один из самых занятных кусков романа - это и впрямь Набоков, продленный в будущее: как с "Ады" пошел стиль в разнос, так Сорокин на волне этого разноса и поплыл.

ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ В ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

Не я один решил отметить юбилей публикацией набоковского кроссворда - говорят (я не видел), что это сделала газета "Иностранец", и еще кто-нибудь сделает. Ну, что же... Разгадывайте сиринскую крестословицу, напечатанную впервые в газете "Руль" 2 августа 1931 года, а ответы читайте через неделю.

ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ ЦВЕТОВ И ОВОЩЕЙ
так называется сборник рассказов Натальи Смирновой, который скоро выйдет в Екатеринбурге. Публикуем три рассказа - "Женщины и сапожники", "Мужской грех" (там речь идет о том, что значит на самом деле слово "мудак") и "Наука о буквах". Это событие можно было бы отметить сразу тремя новостными заметками.
Во-первых, я давно замыслил повесить эти рассказы именно в юбилей Набокова: не то, что похоже, но какие-то уроки его прозы явно учтены.
Во-вторых, после длиннющей паузы в Е-бурге ожил журнал "Урал": вышло аж три номера за этот год и сколько-то за прошлый (электронная версия не пополняется тоже давно). Так вот в мартовском номере есть наташины рассказы из этого цикла. А на обложке второго - модель Пампушки, которая летом появится в Е-бурге (скульптор Геворкян Г.)

В-третьих, сегодня мы открываем рубрику "Просто тексты", где будет висеть то худло, которое - подобно рассказам Смирновой - как-то заводится на нашем сайте, но не имеет отношения к писателям Списка Ста.

ГЛУШИТЬ В СЕБЕ РЫБУ ДЖЕТРОТАЛЛОМ ДАНО НЕ ВСЯКОМУ
- сообщает Гек Финн в очень симпатичном эссе "Клон бобра". Это один из текстов-финалистов конкурса "Большая Буква" по разделу публицистики. Там подведены предварительные итоги - читатели выбрали по три претендента в каждой номинации. Жюри расставит их по местам до 1 мая.
Кроме клона мне понравилось сочинение объявленного 8-летним Никиты Строгова "Моя кошка" (раздел "Юмор") и любовная история "Кинг-Конг по-русски", рассказанная Индейцем Юром и повествующая о связи одного ученого алкоголика с женщиной, имевшей размер 15 см (архетип, между прочим, многие мужчины иногда говорят своим возлюбленным, что хотят носить их за пазухой, но лит-ры об этом - не о том, как говорят, а о том, как носят - я не упомню). "Родина - это вовсе не гигантские каменные бабы, а маленькая женщина, которая умещалась в моем кармане и крала для меня доллары у соседа - жулика.

ПРИВЕТ ЖУРНАЛУ "АФИША"
Глупое дело, но в Москве большие проблемы с периодическим изданием, в котором было бы написано, где какое кино идет и где какая выставка. Есть типа "Досуг в Москве", но если вы его видели, то понимаете, что его как бы и нет. В прошлом году было несколько попыток родить профессиональную афишу. Появлялась - аж дважды - "Столица-Афиша" (пятая инкарнация журнала с таким названием), две редакции делали "Тайм Аут - Вечернюю Москву". Причем последний проект - сначала с Ильей Цинципером, потом с Максом Андреевым и Борисом Кузьминским - претендовал больше чем на информационный ресурс, а пытался стать типа культовым изданием. Но все это почему-то дохло, хотя рынок, вроде, налицо. И вот Ципер выпустил в свет новое детище, которое так и именуется - "Афиша". От былых претензий на культовость здесь лишь репортаж Светы Кесоян о том, как она кофе с утра до ночи в десяти местах пила и кого видела. Зато последняя страница отдана тупому кроссворду, что, очевидно, призвано подчеркнуть сугубую функциональность журнала. И ладно - лишь бы был. А то ведь даже и телепрограммы дома никогда нет - не покупать же "7 дней"...

В НАШИХ КАЗИНО НЕ ХВАТАЕТ ФИШЕК
так пересмешничают налоговую рекламу Норвежский Лесной с Артемией Лебедевым на "Н.М.Ж.Д". Воды в кранах им еще не хватает. А на "Игре в Айден-Тити" две "Налоговых поэмы" представляют Ксения Рождественская и Алексей Ковалев.

КАМЕРА ХРАНЕНИЯ И НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ
- новые литературные сайты. "Камера хранения" - так называлось что-то типа движения литературного в Питере бог знает когда, альманах такой еще был. Делает сайт Олег Юрьев, живущий в Германии русскоязычный сочинитель, состоящий в нашем Списке Ста. На сайте, к сожалению., много больше библиографии, чем выхода на конкретные тексты. Но начало нового романа Юрьева "Полуостров Жидятин" напечатано: почитайте: вкусно пишет.

А сайт "Новая генерация в русской литературе" делает молодой человек Федор Францев, которого я вчера видел: оч. смазливый, но борода небольшая впечатление портила. На сайте совсем юные авторы, в том числе и вездесущий Данила Давыдов. Сам Федя пишет милые притчи.

FUCK.RU ФАКНУЛИ
Сайт Фак-Ру пару недель назад вышел на первое место в литературном разделе Рамблера. Параллельно он становился все более литературным: сначала завелась блистательная Мэри Шелли, пишут Попов-Белобров, появился там Яркевич, за ними потянулся и я, решив открыть там непериодическую рубрику "Курицын-FUCKLY" (в первом выпуске размышляю, зачем на заборах пишут слово из трех известных букв). Так вот: а 1 апреля ФАКРУ почему-то выкинули из Рамблера, и никакие попытки дилеров сайта выяснить в чем дело и зарегистрироваться заново успеха не имели.

77 ВАРИАНТОВ НАЗВАНИЯ РОМАНА ПЕЛЕВИНА
Или не 77... За последнюю неделю в гостевую книгу пришли такие новые версии: Потребителей, Посредников, Пукающих, Пигмеев, Паразитов, Пиздоболов, Пустышек, Пустоты, Пустыни, Пива, Порошка, По жизни, Прямых Попаданий, Попавших, Потерянное, Пропавшее, Писателей, Перестройки, Второе.
"Второе" - предлагает Ксения из Москвы, напоминая, что когда вместо компов были писмашинки, вместо римской "два" печаталось русская "П". Ей же принадлежит такая богатая версия: "А еще можно расшифровывать с другого конца: generation - это не только поколение, но и (биол.) размножение, воспроизводство (то есть, к примеру, Размножение П, а далее выбирайте из предложенных вариантов - пелевина, поколения, постмо и т.д.); генерирование; ступень цепной реакции; порождение, зарождение. Я тебя сгенерил, я же тебя и П."

ПОКОЛЕНИЕ ВСЕ-ТАКИ П...ЦА?
Голосовалку по переводу названия "Generation П" мы не закрываем, а переставляем в левую колонку - участвуйте. Выпускаем на дистанцию версии Потребителей, Посредников, Пустоты, Порошка, Прямых Попаданий. По итогам же первой недели больше всего цифр у Поколения П (синоним конца), то есть, попросту, у Поколения Пиздеца. Это результат накрученный - я дважды застигал, как в течении часа цифра вырастала на десять пунктов: какой-то фанат сидел и долбил. Что же, пусть:мы-то с вами знаем, что к чему. Очень приятна высокая оценка изящной версии про то, что литеры G и П на одной клавише расположены - тут, похоже, в один из дней тоже кто-то подкрутил, но эта версия и в спокойной динамике всю неделю шла вровень с естественной "Пепси". И еще очень занятны и показательны низкие цифры у Попсы (которая вообще до последнего стояла на нуле) и Постмодернизма.
Друзья! Не накручивать-то интереснее! Бросьте эту фигню.

КАЗУС
"Новое русское слово", такая американская газета, поместила панегерическую рецензию на "Generation" (ссылку прислал Сержик). Иду, смотрю, а там - одна из пяти рецензий Антона Долина... Так что, из новых откликов на роман см. в левой колонке лишь цитаты из А.Архангельского, А.Гаврилова и Дуни Смирновой, чья рецензия в "Афише" оригинально наывается "Поколение Пе".

ПАРКЕР, БАЯН И ГАЙДУК БЫВАЮТ ОФФ-ЛАЙН
Впервые видел глазами Баяна Ширянова, Дмитрия Гайдука и Паркера, благодаря Дмитрию Кузьмину, который во вторник устроил в клубе "Авторник" вечер лит-ры из Интернета. Все люди необыкновенно милые, что и так было ясно. Удивило, что все трое весьма упитанны. Может, пива много пьют?

ВСЕ ДЕЛО В ПЕРИНАТАЛЬНЫХ МАТРИЦАХ
Так, вслед за Грофом, считает Е.А.Торчинов, питерский ученый, сочинивший про это дело целую книжку. Я ее отрецензировал в "Русском журнале".