То, что Ольга Славникова написала в романе

Посвящается Принцессе Тане



"Один в зеркале" . Метафоры и наблюдения

"тонко усмехаясь выловленной из текста особо х у д о ж е с т в е н н о й строке…"

Метафоры:

"…они поднимались по грязной лестнице, изгаженной кошками, что лежали тут же на окнах и батареях, будто старые шапки в полупустой комиссионке…"

"…большой, глупо-радостный с рубином, похожий на конфету в развёрнутом фантике, на разгрызенный пушкинской белкой золотой орех…"

"чистая, поспешно накинутая рубаха, словно оттёртая от загрязнений стирательной резинкой…"

"… похожий на большого игрушечного медведя китайский пуховик…"

"…тарелка с куском горбуши, похожей грубым мясом на размоченное дерево…"

"…ненатурально яркие галстуки, точно истончающие в пространство [инсектицидные мужские парфюмы]…"

"… большая, как баранья голова, виноградная кисть…"

"…генерал-майор с погонами как пирожные, украшенные звёздами вместо кондитерских розочек…"

"… девка в чёрной коже с заклёпками, раскрашенная, будто чашка, прямо по фарфоровой коже лица…"

"…расплываясь улыбкой, похожей на шелковый бант…"

"А дома она напьётся и будет бестолково шевелиться, словно перевёрнутый на спину тонконогий жучок…"

"…хмель её, круживший предметы будто прозрачный ветер…" "Сырая, набухшая форточка тянула в себя…жёсткий, с запахом мороженой крови холод полуночи, глубокого безлюдья…" "…медными волосами, дававшими, точно обмотка трансформаторной катушки, угловатый, правильный отлив…"

"…умиротворённое, словно детскими кроватками заставленное, кладбище…"

"… мать Павлика, превращённая возле гроба в медленно дышащую лягушку…"

"…птица возилась, приподымая крылья, как бы неловко надевая подаваемый сзади пиджак…"

"…полудевочка, с кровеносной системой будто плакучая ива…"

"…доцент, ограниченный пиджаком, тянется писать на белесой, будто промёрзлой от скуки доске…"

"…шаткая кафедра, замусоренная внутри, точно старая дворовая беседка…"

"…раздавался несвоевременный, словно снящийся…короткий звонок. Ничему уже не веря, Антонов как бы дважды надевал вывернутую рубаху и, полутораногий в недозастёгнутых штанах, с каким-то посторонним ощущением одетости чужими руками…"

"…на краю опустевшей ванны, пупырчатой от холода собственной белизны…"

"…осенний вечер, весь опутанный, будто чёрными сетями, ветвями и тенями ветвей, в которых при каждом порыве ветра метались пугливыми рыбьими косяками остатки листвы…"

"…реставратор, с коричневой бородкой, похожей на кусок варёного мяса…"

"Город, страдающий автомобильной гипертонией…"

"…когда он улыбался, череп его с приклеенными крашеными бровями ухмылялся гораздо откровенней…"

"…неприглядная девица, сжимающая толстые колени тесно, как хоккейный вратарь, которому могут забить решающий гол…"

"…полная развалина, чьё морщинистое тело сделалось тяжёлым, будто куча мокрого, отжатого белья…"

"Его [младенца] обтянутое тельце было какое-то темноватое, словно на него всё время падала тень…"

"…вокруг зеркал, желтоватых, словно клейкие ленты для ловли мух, и пойманные ими люди шевелятся в золотой желтизне…"

"…сугробы, подлизанные ветерком, напоминали осадок чего-то выпитого..."

"…симпатичный урод, с розовым, как фарш, морщинистым лицом…"

"…рваные бинты позёмки…"

"Теперь о внешности моего героя. На лице его можно хорошо рассмотреть узкий горбатый нос с ноздрями, напоминающими украшения фарфоровых чашек и сахарниц; тонкий, синеватый рот, прямой, как прочерк; пару светлых ускользающих глаз, которые, если всё-таки в них заглянуть, темнеют и становятся затравленными."

"…взгляд порхает между лицами неуловимо, будто мерцающая моль…"

"…и облака в чудесном летнем небе были такие, словно там стреляли из пушки…"

"…брови и усики, напоминающие горелый лук в эмалированной кастрюле…"

"…пятна крови, мягкие на вид…"

"…набежавший дождь влепил ему в щёку холодный, крепкий поцелуй…"

"…опухшая морда в розовых отпечатках подушку походила на жирный кусок ветчины…"

"…её ухоженные подбородки отвисли, показывая мелкие зубы, жёлтые, как обломанные спички…"

"Быстро сунувший в душный салон [чумазый "жигуленок"], где пахло будто в старом резиновом сапоге…"

"…толстый линялый мужик с зализанными волосами, словно частично нарисованными прямо на розовой лысине…"

Больничное болото… "утробное, набитое, будто коровий желудок с полупереваренной травой…"

"сгорбленная тень оконной рамы лежала, будто сломанное дерево у неё на спине…"

"…профиль её на фоне простой, некафельной стены казался плавным и полупрозрачным, будто снег, наметённый на оконное стекло…"

"…тяжело качая квадратным задом, проехал автобус, высоко вверху, будто посуда в везомом буфете, проплыли бледные, по преимуществу женские лица…."

"Женщина настолько крепко прижимались к Антонову боком и бедром, что казалось, будто они идут вдвоём на трёх неодинаковых ногах…"

"…устало потирающему кулаком широкую, как основание осевшего мешка с мукой, складку поясницы…"

"…потащит из Турции огромные тюки с фаршем базарного тряпья…"

"…положил ладонь на костяное, как собачий череп, колено…"

"…декоративный казак, весь перекрещенный ремнями и запечатанный бляхами, будто важное почтовое отправление…"

"…груди у неё висят, будто вывернутые мешковины небольших карманов, бритый треугольник напоминает палёную тушку маленькой птицы…"

"…чёрный диван, а на диване белела обычная, как курица, несвежая кроватная подушка…"

"…задастый от почтения велюровый блондин…"

"…чувствуя, как вся кровь его становится мутно-розовой от этого пляжного солнца…"

"…нос, заострившейся, будто грубо заточенный карандаш…"

Наблюдения:

"В памяти вокруг моей псевдо-Вики всегда двадцатиградусный холод, всегда зима, похожая на пустую белую ванну с резкой, исходящей паром струей кипятку…, перспектива улицы сияет, будто выставка сантехники…"

"Моё впечатление: псевдо-Антонов в помещении сильно отличался от себя же самого под открытым небом, особенно на ветру…"

"его, как самого невидного, всегда подозревали в порче комнатных цветков и присвоении зажигалок…"

"Кажется я наконец понимаю, чем реальный человек отличается от литературного героя. Человека можно встретить и разглядеть, но ничего нельзя увидеть его настоящими глазами: когда я пытаюсь представить что-нибудь от имени псевдо-Антонова или псевдо-Вики, в моих глазах темнота. Но темнота эта получается разного качества. В первом случае - выпуклая и влажная, будто под закрытыми веками: густая капля на предметном стекле микроскопа, где подрагивают толстые реснички и проплывают косыми толчками одноклеточные существа. В случае втором - темнота абсолютная, в которой открытым глазам всего лишь холоднее, чем закрытым, - та непроглядная тьма, что поглощает смотрящего, через отверстия пустого взгляда заливая мозг; тьма, которая входит в тебя настоятельней и полней, чем может видимый мир, и растворяет протянутую руку до потери счёта истончившихся пальцев. В такой темноте исчезнувший человек становится совершенно прозрачен и делает робкие летательные движения, точно превращается в ангела…"

"… богатые… обладали некой общей недостоверностью облика, не очень заметной издалека, но нараставшей по мере сближения до полной невозможности стоять вплотную около субъекта…"

"Антонов знал за собой одно бесполезное свойство: иногда он глядел на что-нибудь и чувствовал, что будет это вспоминать потом, безо всякой связи с настоящим…"

"Эти свидания на вечереющей болотине были бессловесным разговором пятен, более похожих на души, чем на лица, и чувствовалось, гораздо больше, чем при употреблении слов, что разговор происходит в воздухе, обретающем в сумерках над белым снеговым пространством ту пустую протяжённость, какая бывает летом только над гладью обширных озёр…"

"Что касается зеркала, то Антонов, глядя на него, то есть на себя, начинал почему-то мёрзнуть. Там, внутри, было действительно пасмурней, чем в комнате, всегда холоднее градусов на десять, вполнакала горело слабосильное электричество, и лампы, будто проржавелые кипятильники, не могли нагреть такого количества воды."

"…из окна её палаты открывался вид на железную дорогу - непременный в городе элемент, а вернее, индустриальный скелет всякого пейзажа, может быть, сохранявшего прозрачность именно благодаря этим тонким структурам рельсов, столбов, проводов."

"…со временем не всё в порядке, оно заражено размножением случайностей…"

"…вода содержит в растворённом виде - смерть, и потому на ощупь мокрое неизбежно кажется чёрным…"

"В машине они молчали, и у каждого с его стороны проходил за стёклами его отдельный пейзаж…"

"Теперь под этим лбом не текло ни единой мысли, что там теперь стало темно и плотно, как в любом куске неживого вещества, не знающего внутри, что он представляет собой снаружи…"

Заметки о самом романе см. на странице www.vavilon.ru/diary от 07.01.2000







Свежие публикации Вячеслава Курицына можно прочесть на блоге журнала "Прочтение"



Китуп и его Процессор

Изголовье Бавильского

Новое странное слово с Линор Горалик

Арт-манифесты с С.Тетериным

Мирослав Немиров. Немировский вестник



на "200 лет вместе" А.Солженицына

на "Кысь" Татьяны Толстой

на "Записи и выписки" М. Гаспарова

на "Мифогенную любовь" П. Пепперштейна и С.Ануфриева

на "Generation P" В.Пелевина

на Б.Акунина

на "Сами по себе" С.Болмата

на "Похороны кузнечика" Н. Кононова

на "Голубое сало" В. Сорокина











Слава Курицын
Дизайн - Шацких Руслан
Редактор - Кириченко Наташа
Просто тексты - Ваншенкина Катя