Елена Крживицкая
Уральская ассоциация молодых искусствоведов


Доля ангелов


Как-то редактор екатеринбургского журнала "Сомелье" (издания обо всем что пьют и едят), с которым я с некоторых пор сотрудничаю, заказывая очередной текст, передала мне довольно толстую пачку распечаток материалов из Интернета, которые могли бы пригодиться в работе. Среди прочей полезной информации там было около полусотни (!) развернутых характеристик потребительских свойств интересующего нас продукта. Эти данные были, по мнению редакции, призваны предоставить мне готовые сэмплы для создания некоей новой аранжировки.

Данных было довольно много, но я не поленилась рассыпать готовые формулировки и, отметая повторяющиеся определения, собрать их в некие перечни. Возможно ли благодаря этим перечням уяснить, какому продукту посвящены многочисленные (иногда взаимоисключающие) определения - судите сами.

Аромат: яркий, слаженный, сложный, многосложный, хорошо сложенный, гармоничный, великолепный, приятный, очень приятный, сбалансированный, жестковатый, легкий, несколько закрытый, насыщенный оттенками, интересный, избыточно-карамельный, старой дубовой бочки, пикантный, достаточно концентрированный, несколько резкий, тонкий, нежный, сдержанный, густой, мягкий, хороший, богатый, полный, рафинированный, с моховым оттенком, пряный, скромный, интенсивный...

Вкус: теплый, легкий, мягкий, обволакивающий, слаженный, полный, долгий, гармоничный, несколько резкий, интенсивный, живой, с проступающими спиртовыми тонами, с орешком, плодовый, пикантный, достаточно длительный, карамелизованный, очень хороший, откровенный и прямой, молодой, тонкий, элегантный, сухой, с приятным равновесием, со сравнительно коротким финалом, сухой, фруктовый, маслянистый, сладковатый, округлый, очень активный но приятный, щедрый, густой, сладкий, пожалуй чуть перенасыщенный, но в то же время и гармоничный, развитый, легкий, яблочный, сбалансированный, бархатистый, концентрированный, уравновешенный, выразительный, несколько резкий...

Можно несколько сузить круг метаний мысли, добавив цвета:

Цвет: яркий, нарядный, янтарный, с терракотовым оттенком, с золотыми отблесками, чистый, темно-золотистый, насыщенный, с оттенками красного дерева, тонами крепко заваренного чая, с карамельным отливом, с оттенком мокрого песка. Приношу извинения все еще не догадавшимся, что это за продукт, поскольку из разделов Вкус и Аромат мною нарочно были исключены подразделы с характеристиками конкретизирующих оттенков и тонов:

Аромат с тоном (тонами): горького апельсина, дубовой древесины, засахаренных фруктов, меда, ванили, специй, изюма, цветущего клевера, лугового меда, цукатов, спелого винограда, конфитюра, фиалки, акации, с цветочными и ванильными оттенками или с цветочными нотками.
Вкус с мыльными тономами, легкими перечными тонами, тонами фруктов жаренных на гриле, а также оттенком окисленности.

Да-да, это тот спиртной напиток, которому Мюллер предпочел бы водку, сообщив в очередной раз телезрителям: Я от него совею. То есть коньяк...

Итак, приведенные выше перечни составлены по материалам винного тура, опубликованного в интернете, который инспектировал свойства коньяков категории Экстра олд (Х.О.), представленных на российском рынке. Характеристики коньякам давала группа из пяти экспертов. В их число входили два француза (остальные россияне) и одна женщина.

В полную характеристику входили, кроме аромата и вкуса, также цвет, блеск, прозрачность, послевкусие и изредка ножки инспектируемого коньяка ( тонкие , полные , или красивые ). Упоминание последних вообще придавало этому коньячному туру отдаленное сходство с так называемой арией со списком из моцартовского Дон Жуана, в которой Лепорелло с гордостью и восхищением перечисляет всех возлюбленных своего господина. Впрочем, эксперты, часто говорят о мужском характере конкретного коньяка. Эротический аспект, с тем или иным знаком, разумеется присутствует в описаниях, чего стоит только признание вроде: Отличный образец, мой фаворит.

Каждая из характеристик, аранжированная во вкусе журналов Эль или Мезон Франсез , была, пожалуй лишь чуть проще, чем эта, взятая из рекламного буклета дорогого французского коньяка Хеннесси:

Тонкий элегантный запах Паради - это фейерверк, слегка пряный и острый, в котором выделяется пьянящее благоухание душистых цветов. Абсолютно гармоничный во рту, он отличается мягкостью и полнотой вкуса.

Большое собрание подобных высказываний, обычно являющихся лишь вкраплениями в более обширных тематических публикациях, не может не произвести впечатление. Именно этот так называемый коньячный тур укрепил мои подозрения о возможной природе такого рода текстов и их функции в организме массовой культуры, частью которой, они, без сомнения, являются.

Итак, существует целая практика создания прочувствованных текстов, аннотирующих процесс потребления элитарных продуктов питания (в их числе и блестящие образцы ресторанной критики, и материалы дорогих и не очень рекламных буклетов, публикаций в глянцевых журналах и т.д).

Учитывая, что упоминаемый нами коньячный тур все-таки затеян как профессиональный обзор для получения сравнительной информации о потребительских качествах продукта, поначалу странным кажется негласная двубалльная система их оценки - коньяки, как гоголевские дамы, выступают либо просто приятными, либо приятными во всех отношениях. Смешно, конечно, когда недостаточно зрелый вкус снисходительно называют молодым. Упоминание слабых сторон той или иной марки коньяка обязательно сопровождается сообщением об искупающем недостаток свойстве: еще немного молод, но уже с сильным характером. Чаще же о том, что какое-то свойство прихрамывает, можно догадаться только по наличию предлога но: вкус живой, но остающийся во рту достаточно долго , вкус очень активный, но приятный . Жесткий вкус называют жестковатым, резкий - резковатым. Ведь главное в подобной характеристике - ее несомненная общая благосклонность к характеризуемому предмету.

Аналогия таких описаний с искусствоведческим комментарием очевидна. Ведь комплиментарный характер (в диапазоне от благожелательного до восторженного) носят любые аннотации к произведениям искусства. Исключение могла бы составить критика, но на сегодняшний день, исключение это - чисто номинальное: известно, что в столице за неосмотрительно сформулированное публичное высказывание критикам ломают руки, их отлучают от галерей и спускают с лестниц.

Комплиментарный характер высказываний о произведении искусства утвердился, очевидно, вместе с появлением экфрасиса как литературного жанра, то есть очень давно. И отнюдь не благодаря рыночным отношениям в художественной сфере (см. эпиграф).

Но вернемся к инспектируемым продуктам. Для наглядности из трех характеристик одного и того же коньяка, составленных тремя различными экспертами, выделим и сгруппируем высказывания по поводу одних и тех же потребительских свойств. Последние часто выглядят едва ли не противоположными - но заведомо ясно, что совпасть могли бы только химические формулы.
Цвет, блеск, прозрачность, ножки

1. Янтарный цвет с золотыми отблесками. Очень прозрачный коньяк с почти кристальным блеском. 2. Чистый карамельный цвет, с блеском. Красивые ножки . 3. Цвет яркий, нарядный, желто-янтарный, прозрачный, с блеском.

Аромат
1. В аромате легкий ванильный тон с фруктовым оттенком. 2. В аромате древесный тон с оттенком сухофруктов. 3. Аромат яркий, слаженный, гармоничный.

Вкус
1. Тонкий и элегантный сухой вкус с легким древесным тоном. 2. Полный долгий вкус с фруктовыми нотками. 3. Вкус мягкий, слаженный.

Послевкусие и общее впечатление
1. Сбалансированный коньяк с долгим послевкусием. 2. Приятный сбалансированный и достаточно концентрированный вкус. 3. Послевкусие с легким винным хвостиком . Очень мягкий, питкий коньяк.


По сути своей описание элитарных предметов потребления (в особенности продуктовых деликатесов, дорогих напитков, духов) восходит к жанру экфрасиса. Элитарные сферы потребления описываются как области приятных своей утонченностью ощущений и чувств, и эти поэтические описания призваны быть усвоенными потребителем в качестве инструкции, своеобразной маршрутной карты ощущений. Так посетители музея, сверив описание картины в путеводителе с подлинником не стене, находят в нем все то, что увидел в этой живописной работе составитель и чего они сами не замечали, удовлетворенно кивают и двигаются дальше.

Поразительно, но для широких масс основа удовольствия от встречи с элитарным закладывается экфрасисом. И дело здесь не только в овладении терминологией (как полагают составители целой серии брошюр "Как прослыть знатоком..." - вин, женщин, искусства и т.д.), хотя это немаловажно, но и в особой поэтичности текста, понятой, разумеется, только как перечисление метафор и эпитетов. С помощью подобных текстов массовый читатель получает систему координат, которую можно смело назвать ортодоксальной (подобно наиболее известной из существующих в математике), а также более или менее обширный набор общеупотребимых определений, что гарантирует ему умственный и душевный комфорт при встрече с элитарным (читай - прекрасным).
Оттенки, тона, ноты, нотки и аккорды - непременные составляющие как искусствоведческого комментария к любой музейной коллекции, так и аннотации к деликатесу. Кому из любителей искусства неведомы выражения вроде "мощные аккорды красного и желтого". И если подобные аккорды, звучащие на каждой странице какой-нибудь многотомной Истории искусств, могут вызвать идиосинкразию, но небольшая их порция в выставочном буклете до сих пор вполне удовлетворяет массового туриста-зрителя.

Слышал ли кто-либо симфонию, исполненную на одной ноте? - спрашивают издатели буклета об одном из самых дорогих коньяков Хеннесси. - Бокал Паради - полный аккорд, в состав которого входят сотни коньячных спиртов.

Итак, и искусствовед, и сомелье одинаково полагают свой предмет высоким , и потому схожим образом в их комментариях выказывается пиетет к этому предмету. Однако адресованы их аннотации массовому читателю, и благодаря мультимедийному тиражу приобретают масштаб массовой проповеди.

Так неотъемлемым элементом массовой культуры становится описание вещей, самих по себе не являющихся ее общепризнанной частью (в силу дороговизны или, к примеру, сложности для восприятия - ведь степень недоступности многих вещей отнюдь не всегда выражается в денежном эквиваленте). Так сегодня фонетика становится служанкой серафима. Так создается иллюзия демократического устройства.

В традиционном коньячном производстве есть такое понятие - доля ангелов - 2-3% коньячного спирта, ежегодно испаряемых из дубовых бочек, в которых выдерживают коньяк. Такой долей ангелов для массового потребителя в реальности являются как элитарные продукты, так и произведения искусства, которые он может присвоить только в виде поэтического описания этой ангельской доли.







ВТОРОЙ КУРИЦЫНСКИЙ СБОРНИК

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1