Премия "Малый букер"

 

"Союз молодых литераторов "Вавилон"

Проект "Союз молодых литераторов "Вавилон""
Кураторы Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов
Проект существует с 1989 года.

Обоснование проекта

В русской культурной традиции поколенческое единство в искусстве отрефлектировано довольно слабо по сравнению с единством направленческим и групповым. Это неудивительно, поскольку поколение обычно не стремится к декларированию своей целостности, не определяется общими тематическими или стилевыми пристрастиями. Культурная ситуация адресует новому поколению (например, литературному) общий запрос, ставит перед ним общий пакет проблем, и каждый представитель поколения обязан так или иначе на этот запрос отвечать, - но ответы, естественно, могут быть совершенно различными, вплоть до прямо противоположных.
Культурный перелом конца 80-х годов вызвал к жизни новое литературное поколение: если прежде начинающему автору приходилось самоопределяться на фоне мертвой официальной литературы (в лучшем случае - на фоне отдельных островков жизни в ней), либо на фоне достаточно далеко отстоящей по времени традиции, либо, в лучшем случае, на фоне локального контекста того или иного круга авторов неподцензурной литературы, то теперь контекст, в который попадал литератор-дебютант, оказывался хотя и беспорядочным, но исключительно богатым и разнообразным нагромождением авторов и текстов из всех трех названных ареалов. Сложившаяся ситуация требовала изначально большей творческой самостоятельности в прокладывании собственного пути при таком множестве разнородных ориентиров - что, в свою очередь, неизбежно приводило к отсутствию у наиболее интересных авторов поколения поддержки старших авторов (поскольку большинству литераторов естественным образом свойственно поддерживать тех коллег, особенно младших, кто следует в кильватере их собственных творческих устремлений). Кроме того, огромное количество авторов и произведений не только настоящего, но и прошлого, впервые попавших в этот период в открытую печать, неизбежно оттесняли младшее поколение литераторов на самую дальнюю периферию читательского и профессионального внимания. Отсюда со всей настоятельностью возникла необходимость внутрипоколенческой самоорганизации и координации усилий в сфере организации литературного процесса. С другой стороны, в силу тех же вышеописанных обстоятельств внутрипоколенческая творческая среда оказывалась для авторов, начинавших свой путь в литературе на рубеже 1980-90-х, наиболее органичной и продуктивно воздействующей.
Положение вещей, вызвавшее к жизни проект "Вавилон", казалось сугубо временным: представлялось, что культурная ситуация устоится, и младшее поколение литераторов будет востребовано традиционными литературными институциями. Однако время показывает, что этого не происходит: хотя отдельные яркие публикации таких авторов, как Анастасия Гостева, Мария Степанова, Андрей Поляков, Сергей Круглов, украсили страницы "толстых журналов", Всеволод Зельченко и Полина Барскова выпустили книги в самой престижной российской поэтической серии издательства "Пушкинский фонд", а книга Дмитрия Воденникова вызвала настоящий шквал восторженных критических отзывов, Николай Звягинцев, Данила Давыдов, Станислав Львовский стали желанными гостями на различных мероприятиях московских литературных клубов, - но говорить о полномасштабном представительстве младшего поколения в российском литературном пространстве и культурном сознании по-прежнему не приходится. Отчасти это связано, надо полагать, с небезуспешными попытками искусственно законсервировать конфигурацию литературных институций предыдущей эпохи (прежде всего, старые "толстые журналы" как основу литературного процесса). Да и сам концепт литературного поколения по-прежнему остается для отечественной литературной мысли экзотикой. Поэтому проект "Вавилон" продолжает практически единолично выполнять кардинально важную для развития литературы функцию открывания новых имен и помещения их в органичный для их творчества контекст.
Побочным - но от этого не менее существенным для культурной ситуации в целом - эффектом деятельности "Вавилона" является отрабатываемая во всех акциях проекта парадигма эстетического плюрализма: внутри поколения на равных сосуществуют разные художественные языки, и задача репрезентации поколения, которую реализуют альманахи, фестивали, книжные серии "Вавилона", подразумевает их равноправное представительство (схождение в пространстве "Вавилона" носителей разных художественных языков оказывается, помимо прочего, и основой их плодотворного взаимовлияния). Такая толерантность (не переходящая в безразличие) является сегодня важной ценностью, прививание коей отечественной культуре само по себе чрезвычайно необходимо.

Описание проекта

Проект "Вавилон" начался в феврале 1989 года объединением пяти молодых авторов (старшему было 20 лет, младшим - по 15) вокруг одноименного самиздатского журнала. Планомерные действия по расширению круга авторов привели к тому, что рамки самиздата (вышло 16 машинописных выпусков тиражом всего по 5 экземпляров) стали тесны для проекта. Первой крупномасштабной акцией "Вавилона" стал Всесоюзный фестиваль молодой поэзии осенью 1991 года. При участии жюри (в которое вошли В.Кривулин, И.Жданов, Ю.Левитанский и другие выдающиеся поэты) были отобраны около 70 участников со всей страны - от Симферополя до Минусинска, которые и собрались в Москве на трехдневную программу, включавшую, помимо чтений, обсуждение состояния современной русской поэзии. Впоследствии, в 1994 году, фестиваль был повторен.
Следующим шагом стало превращение самиздатского журнала "Вавилон" в одноименный тиражный альманах-ежегодник (первый вышел в 1992 году). Изданные с тех пор семь выпусков альманаха включают произведения 130 авторов - стихи, короткую прозу, переводы; география участников расширилась до всемирной: Россия от Калининграда до Владивостока, Украина, Латвия, Узбекистан, Израиль, США, Англия, Германия... С 1993 года приложением к альманаху "Вавилон" стала выходить серия авторских сборников "Библиотека молодой литературы", в которой издано 14 книг - в том числе книги Николая Звягинцева, Ольги Зондберг, Полины Барсковой, Станислава Львовского, Данилы Давыдова, Александра Анашевича.
На протяжении десятилетия в рамках проекта постоянно ведется неформальная литагентская работа: произведения различных авторов младшего поколения при посредничестве "Вавилона" были опубликованы в "Знамени", "Митином журнале", "Черновике", "Соло" и других изданиях, вошли в антологии и обзорные публикации по современной русской литературе в Англии, Франции, Германии, Италии, США, Хорватии (публикация крупнейшего итальянского поэтического журнала "Poesie", посвященная молодым поэтам России, так и была озаглавлена "Поколение "Вавилона"").
Кураторы проекта всегда стремились держать руку на пульсе новых тенденций литературной жизни, а потому сразу включились в бурно развивающиеся во второй половине 90-х новые сферы литературной жизни: клубно-салонную и сетевую. Организованные по инициативе Союза молодых литераторов "Вавилон" одноименный сайт в Интернете и московский литературный клуб "Авторник" быстро выдвинулись в первый ряд среди аналогичных проектов и отпочковались, по сути, в отдельные проекты, поскольку руководящей идеологемой этих двух программ является уже не репрезентация литературного поколения, а трансгрессия сформированного внутри этого поколения видения и понимания литературного процесса во все пространство современной русской литературы.
В настоящее время по проекту идет текущая работа: готовятся к изданию в сентябре-октябре 2000 года. 15 и 16-й выпуски "Библиотеки молодой литературы" - книги Геннадия Минаева (Тамбов) и Марии Степановой, собираются материалы для 8-го выпуска альманаха "Вавилон". Прорабатывается несколько новых идей - в частности, особый подпроект для молодых переводчиков.
1

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1