|
|||||||
Премия "Малый букер" | |||||||
Проект "Литературный клуб "Авторник"" Обоснование проекта Устная форма литературной жизни переживает в Москве во второй половине 1990-х гг. бурный расцвет. Это связано, вопреки распространенному стереотипу, не со сложностями -- по большей части, мнимыми -- "бумажной" публикации, а с желанием авторов оперативно прощупать реакцию на произведение профессиональной и близкой к профессионалам аудитории, а с другой стороны -- с тем, что всякое чтение есть интерпретация текста, а интерес к интерпретации вообще и авторской интерпретации в частности выступает оборотной стороной постмодернистской культурной ситуации. Описание проекта К настоящему моменту клуб отработал 4 сезона, с сентября-октября по июнь, причем первые два сезона проходило по два вечера в месяц, а затем клуб перешел на еженедельный рабочий режим, -- в общей сложности состоялось 113 литературных вечеров. Не отказываясь от проведения персональных вечеров -- самой привычной, традиционной и, в определенном смысле, инерционной формы устной литературной жизни, -- клуб стремится к жанровому разнообразию и новым формам. Именно в "Авторнике" были поставлены на систематическую и отрефлексированную основу два типа литературных мероприятий -- циклы "Антифон" (два автора читают свои тексты попеременно, как бы обмениваясь репликами, -- таким образом все тексты оказываются на выделенном, контрастном фоне и воспринимаются более обособленно и свежо, а при удачном подборе авторов их произведения вступают и в самом деле в живой диалог) и "Альтруистический цикл" (автор выступает с чтением чужих текстов, подбирая их по своему усмотрению, так что в итоге с необходимостью выстраивается его собственный творческий портрет); придуманные в "Авторнике" названия этих жанров устной литературной жизни зачастую используются теперь авторами и кураторами, проводящими аналогичные мероприятия в других клубах. С "альтруистическими чтениями" в "Авторнике" выступали, в частности, Генрих Сапгир, Андрей Сергеев, Сергей Гандлевский, Вячеслав Курицын. Отличительной чертой "антифонов" в "Авторнике" было соединение в выступающей паре представителей разных поколений, что придавало вечеру особый соревновательный элемент; можно выделить "антифоны" с участием Тимура Кибирова и Дмитрия Воденникова (этим вечером открылся клуб), Сергея Гандлевского и Всеволода Зельченко, Николая Байтова и Данилы Давыдова. Интерес к диалогу проявляется и в других мероприятиях "Авторника" -- в частности, в проведенном в сезоне 1999/2000 гг. цикле, посвященном женскому письму (в сдвоенных вечерах участвовали, в частности, Анастасия Гостева, Екатерина Шевченко, Евгения Лавут, Виктория Фомина, Мария Степанова и др.). Периодически устраиваются групповые вечера -- устные альманахи под названием "Текущие тексты", но, в отличие от практикуемых в некоторых других клубах "свободных чтений" (с участием всех желающих), к участию в них приглашается заранее определенный круг авторов. В среднем два-три раза в сезон клуб проводит акционно-перформансные мероприятия, связанные, преимущественно, с помещением звучащих текстов и/или выступающих авторов в какую-либо неожиданную рамку: широкий резонанс в московских литературных кругах имели, в частности, акции "Конкурс красоты среди поэтесс" и "Поэты в поддержку президента Клинтона", а также "Суд над журналом "Арион"", ставший ареной для серьезной дискуссии о редакционной политике ведущего российского поэтического журнала.
|