Премия "Малый букер"

 

Олег Юрьев (Франкфурт-на-Майне)

"Камера хранения"

Формально "Камера хранения" началась в 1984 г. выпуском машинописного альманаха того же названия, содержавшего большие стихотворные подборки (или, по тогдашней терминологии, "книги") Олега Юрьева, Ольги Мартыновой, Дмитрия Закса и Валерия Шубинского. Альманах (через нескольких доброхотов) предлагался желающим на продажу (по цене 10 руб. первый экземпляр машинописи, 5 руб. все остальные экземпляры) и был таким неальтруистическим образом "распространен" в заметном для ленинградского литературного самиздата количестве 20-25 экз., главным образом усилиями покойного Бориса Понизовского. Кто придумал название, вспомнить сейчас уже вряд ли удастся.

Когда, с приходом перестройки, началось постепенное разрешение негосударственного книгоиздания, "нулевую" КХ было решено повторить "типографски" (естественно, в существенно дополненном виде), что и удалось сделать в 1989 г. в Москве (изд-во "Прометей" МГПИ им. В.И. Ленина, М., 3 000 экз.). Издание было оформлено как "конволют" (т.е. четыре отдельных книги под одной обложкой) и в настоящее время практически недобываемо.

КХ никогда не была (по крайней мере, с точки зрения ее основных первоначальных участников) "направлением", "движением", "организацией" и т.п. Была - и остается - дружеским кругом, в котором разделяются некоторые базовые представления о качестве литературы. По нашим наблюдениям, однако, в современном восприятии (если судить по отдельным упоминаниям в текущей литературной журналистике) укрепилось несколько мифологическое представление о КХ как о литературной группе, в составе которой называются самые разные петербургские (и не только петербургские) поэты и прозаики, печатавшиеся когда-либо в альманахах КХ. Характерные в этом смысле упоминания сравнительно недавнего времени - К.Анкудинов "Внутри после" (ж. "Октябрь", #4, 1998) и С.Завьялов "Натюрморт с атрибутами петербургской поэзии" (НЛО, #32, 1998).
Соответствует ли это действительности, т.е., имеются ли признаки "направления" или "движения" в сочинениях входящих в круг КХ авторов - задача, с нашей точки зрения, никак не для участников, но для исследователей литературы. Каким образом возникло роковое словосочетание "ассоциация современной литературы" сейчас уже тоже не восстановить - скорее всего, это была как бы полупародия на соответствующее поветрие тех сказочных перестроечных времен, когда только ленивый не открывал "культурных фондов", "независимых обществ", "неформальных объединений" и пр. Разумеется, в нашем случае никто ничего не регистрировал, не открывал и не учреждал. Как ни удивительно, но некоторые уже тогда отнеслись к административному существованию "ассоциации" более чем серьезно.

С 1991 г. трое из вышеперечисленных участников нулевой и первой КХ оказались в Германии, и примерно с того же времени под маркой "Камеры хранения" происходит непериодическая издательская деятельность (альманахи, начиная с # 2 и кончая на данный момент # 6, а также авторские книги). Редакционная часть осуществляется во Франкфурте, типографская - в Петербурге.

Сетевое представление "Камеры хранения" было создано и запущено весной 1999 г. Оно рассматривалось как в первую очередь информационный ресурс, т.е. представляет собой попытку в новых информационных условиях выполнить ту же самую задачу, поставленную в середине 80 гг. и достаточно ясно отраженную в названии - сохранить для лучших времен тексты и сведения, а главное, представление об особой "локальной культуре", возникшей тогда в Ленинграде и существующей в своих авторах, взглядах, вкусах и литературных позициях и сегодня. Было бы, конечно, глупостью утверждать, что лучшие - по сравнению с 80 гг. - времена не наступили и мы не живем в них. Стало быть, - для еще лучших.
Ресурс предлагает полную библиографическую информацию по всем изданиям "Камеры хранения", включая оглавления альманахов и разноску публикаций по авторам. Помимо этого, у некоторых авторов имеются отдельные странички, где, помимо биобиблиографических данных, помещены в известном количестве и литературные тексты (в т.ч. полный текст книги Олега Юрьева "Франкфуртский бык", две книги стихов Ольги Мартыновой и пр.). Существуют также рубрики постоянного обновления.
Отдельной строкой нужно выделить "Ленинградскую хрестоматию от переименования до переименования", медленно, но неуклонно пополняемую "маленькую антологию великих ленинградских стихов", где к выбранному составителями "хрестоматийному стихотворению" присоединяется сопроводительное эссе (Елены Шварц или Олега Юрьева).
Окна "для немецкоязычных посетителей" информируют о текущих публикациях и выступлениях живущих в Германии участников "Камеры хранения".

Для ресурса такого типа (без гостевой книги или каких-либо других видов "виртуальной жизни") сайт "Камеры хранения" посещается, можно сказать, вполне пристойно - в течение примерно полутора лет посещаемость держится на уровне 5-7 заходов в день. Можно сказать, что сайт в достаточной мере интегрирован в структуры русского литературного интернета: проходит по различным общим каталогам, по Рейтингу литературных сайтов, неоднократно обозревался и упоминался в сетевых изданиях (Курицын, Фрай, Костырко). Индекс цитируемости Яндекса дает в среднем показатель 25 ссылок на сайт КХ, в реальности же их несколько больше (порядка 35-40), поскольку не учтены ссылки за пределами домена РУ (напр.,
http: // www.rufo-service.de/kultur/morenews.php3?idpart=kultur&idnews=48).

Издания "Камеры хранения", начиная с первого, были в свое время достаточно широко отрецензированы и аннотированы - от ленинградских, потом петербуржских газет до "Русской мысли" (еще до ее полного превращения в многотиражку Ватикана), до НЛО, "Октября" и "Нового мира". Особую важность, с нашей точки зрения, имеют книги из серии ХХХ ЛЕТ - сборники стихотворений Олега Григорьева (первая его "недетская" книга, выпущена еще до всех нелепо-роскошных томов) и Леонида Аронзона (подготовлен Еленой Шварц на основе сделанного ею же сборника, вышедшего приложением к самиздатовскому журналу "Часы"). Издательством выпущены также первая и единственная пока книга прозы Владимира Губина, последнего из "Горожан", единственный сборник стихов Сергея Вольфа, стихотворные книги Ольги Мартыновой и Дмитрия Закса, калейдоскопический роман Олега Юрьева "Прогулки при полой луне".

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1