|
|||||||
Премия "Малый букер" | |||||||
Проект "Информационный бюллетень "Литературная жизнь Москвы"" Обоснование проекта Устная форма литературной жизни всегда привлекала к себе меньше внимания, чем письменная, в силу своей очевидной мимолетности. Однако понятно, что влияние, оказываемое устными литературными мероприятиями на литературный процесс вообще и на творческий мир отдельного автора (выступающего или, напротив, слушающего) в частности, может оказаться не меньше, а в каких-то случаях и больше. Поэтому возникает необходимость как-то отслеживать и сохранять для истории эти навсегда уходящие эпизоды. Полная аудио- и видеозапись были бы полезным документальным материалом, но во многих случаях она невозможна по финансовым или техническим причинам, да и работать с таким материалом сложно в силу его громоздкости. Поэтому с развитием в Москве к 1996 г. целой системы литературных клубов (так, что каждую неделю стало проходить по 5-7 литературных вечеров) самоочевидной стала необходимость ведения хроники московской литературной жизни. Вместе с тем, и задача информирования хотя бы достаточно узкого круга литературной общественности о готовящихся мероприятиях становилась все более насущной по мере того, как количество таких мероприятий увеличивалось. Так в январе 1997 г. возник информационный бюллетень "Литературная жизнь Москвы", а затем и его версия в Интернете. Описание проекта За четыре сезона существования бюллетеня был выпущен 41 номер (в среднем бюллетень выходит ежемесячно). С 12 декабря 1996 года ведется хроника московских литературных вечеров. Обозреваются все (за редчайшими исключениями, вызванными какими-то сбоями в информировании или в работе корреспондентов) вечера, проходящие в независимых литературных клубах, и те из вечеров, проходящих в других местах (Центральном Доме литераторов, Литературном музее и т.п.), которые, по мнению куратора проекта, относятся к актуальному литературному процессу (поскольку отслеживать выступления каждого из тысяч членов постсоветских писательских организаций практически невозможно и бессмысленно). Не обозреваются мероприятия, относящиеся к цеховой, т.е. непубличной литературной жизни: занятия литературных студий, профессиональные семинары и т.п., -- а также выступления иноязычных авторов. Хроника мыслится как единый продолжающийся текст, поэтому материалы, поступающие от корреспондентов бюллетеня (в исключительных случаях -- от других лиц), обрабатываются главным редактором в направлении стилевой и дискурсивной унификации. Хроника стремится к безоценочному подходу, фиксируя преимущественно фактографическую сторону (кто выступил, какие произведения прозвучали, что прозвучало впервые, что -- в измененной редакции, какие последовали вопросы, что и кем было сказано в обсуждении, и т.п.) и наиболее заметные и существенные особенности поэтики представленных текстов. В каждом выпуске размещается план литературных вечеров на ближайшее время (как правило, на месяц). Спорадически размещаются информационные заметки о новых книгах -- преимущественно малотиражных изданиях актуальной литературы, не рецензируемых другими изданиями. Публикуются также некрологи, объявления о крупных литературных проектах (фестивалях, конкурсах, премиях), результаты блиц-опросов литературной общественности по ходу литературной жизни и т.п. * * *
|