Премия "Малый букер"

 

Вадим Горяев, Игорь Давлетшин (Кемерово)

Литературная часть междисциплинарного проекта "Сибирская Nova Kultura"

1. Центр поддержки и развития визуальной культуры и визуальной поэзии "Сибирская Nova Kultura" создан в Кемеровском Государственном Университете осенью 1998 года. Основная цель SNK-центра -- пропаганда современного регионального искусства, координация усилий по его развитию и организация процесса по его вовлечению в российский и мировой художественный контекст. Изначально работа центра не предполагала ограничений по жанровой направленности, но в силу объективных и субъективных причин сложился круг направлений, которые стали приоритетными и нашли более полное отражение в деятельности центра. Ими стали электронная музыка, видео-арт и визуальное искусство во всех их проявлениях, литература, как традиционно "линейно-текстовая", так и визуально-текстовые ее проявления. Одна из основных особенностей, которая присутствует практически во всех реализованных проектах центра, стремление к межжанровому взаимодействию.
2. Центр не является официально зарегистрированной организацией. Он объединяет в своей работе тех или иных людей, заинтересованных в реализации того или иного проекта. Номинально руководителем центра является Вадим Горяев, координатором Игорь Давлетшин, представителем в г. Новокузнецке является Дмитрий Кравчук, в г. Новосибирске - Яна Глембоцкая. Центр имеет официальную страницу в Internet http://nova.kemsu.ru/.
3. Свою деятельность в области литературы центр осуществляет в нескольких направлениях.
-- Литературные чтения, обычно приурочены к глобальным акциям, проводимых центром (научно-практическим симпозиумам "Новые Тенденции Современной Культуры" (в 1999 и 2000 годах), региональному фестивалю "Культурные герои 21 века" и т.д.). Включают в себя как традиционные формы презентации - публичное чтение произведений автором, так и экспозицию текстов, "смонтированных" с видео-рядом и "живым" и ди-джейским аудио-сопровождением. С чтениями выступали Сергей Самойленко, Дмитрий Мурзин, Игорь Давлетшин, Вячеслав Загурский (г. Кемерово), Дмитрий Кравчук, Валерий Колтвин, Марина Колотвина, Сергей Колесников (г. Новокузнецк), Игорь Лощилов (г. Новосибирск), Игорь Смирнов (г. Красноярск), Вилли Мельников, Илья Кукулин (г. Москва). В области полижанровой презентации текста прошли акции по представлению проекта "Атлас. Самый малых из возможных.", где участвовали Игорь Давлетшин, Дмитрий Кравчук и электронная группа из Новосибирска Nuclear Losь, в рамках межмузейной конференции "Ракета Кондратюк" в г. Новосибирске, был представлен аудио-видео-тестовой проект "Демагрофобия".
-- Экспозиция текстов на странице центра, где размещены тексты и визуально-текстовые работы сибирских и российских авторов (Сергей Самойленко, Игорь Давлетшин, Вячеслав Загурский, Вадим Горяев, Дмитрий Кравчук, Валерий и Марина Колотвины и др.), тексты и визуально-текстовые работы зарубежных поэтов и художников, присланные в адрес центра в рамках проведения mail-art выставок.
-- Публичные лекции и культурологические акции литературных критиков, литературоведов и искусствоведов, среди них Татьяна Михайловская, Илья Кукулин, Вилли Мельников (г. Москва), Сергей Лавлинский (Кемерово-Москва).
-- Издание материалов из коллекции центра. В настоящее время осуществлено издание сборника "Co-operative book of poetry", включившего в себя традиционную поэзию российских и зарубежных авторов и каталога Mail-Art выставки, где представлены работы ведущих российских и зарубежных авторов в области визуальной поэзии.
-- Продвижение текстов местных авторов. Рассылка текстов Давлетшин\Кравчук "Атлас", Давлетшин\Загурский "Океания", рассылка изданий центра. Вообще нужно отметить интерес авторов, участвующих в проектах центра к коллективному, в том числе и в области литературы, творчеству, в данный момент готовится проект "Новые Грустные", в котором примут участие несколько поэтов и художников.
-- Проведение круглых столов по проблемам современной культуры, и литературы в частности.
На всех акциях проводимых центром, собирается много публики, и что для центра особенно важно, среди нее много не только художников, искусствоведов и журналистов, то есть людей для которых это входит в сферу профессиональных интересов, но и студентов и интеллигенции.
4. О художественных и литературных проектах центра вышел ряд обзорных и критических материалов в местной прессе, причем как написанные самими организаторами, так и журналистами изданий. Регулярно выпускаются видео-программы о современном искусстве и литературе на региональных телекомпаниях. Отчеты о литературных акциях центра размещены на странице центра и сайте фестиваля "Культурные герои 21 века" http://guelman.ru/21/kemerovo/. Информация о персоналиях размещена на странице "Искусство России" http://gif.ru/kem/index.htm/ .

Владимир Советов/Сергей Солоух (Кемерово)

Проект: КАРТИНКИ. Литература реального времени

Описание:

КАРТИНКИ
сетевая литературная затея
http://kartinki.tomcat.ru

Литературная затея с названием Картинки имела подзаголовок - литература реального времени, роль опорного в словесной игре отводилась понятию из мира вычислительных систем - real-time процесс. Русский бытовой синоним американизма - живой.

Если вольной или невольной задачей изобретателей полупроводников было превращение живого в неживое, то футбол в записи - есть безусловное свидетельство победы. Прекрасное мгновение может быть остановлено, отмотано назад, кадрировано и повторено в темпе томного романса. Но эта победа дискретного над непрерывным, в соответствии с замечательным законом ротации, позволила оживить то, что по определению всегда было монументом, как Афродита и Ифигения, вопреки Дарвину, являлось всегда цельным куском, неразъемным монолитом. Современная технология создания, сохранения и передачи информации на расстояние действительно позволяет читателю буквально стоять за спиной Льва Толстого. Если рабочим столом сочинителя становится веб-сайта, а белым листом веб-страница, то, будь на то желание творящего, читатель может своими глазами наблюдать за процессом создания художественного произведения в реальном времени.

В эпоху доэлектрического материализма человек шел на концерт, чтобы стать свидетелем импровизаций Рахманинова-пианиста и Стравинского-дирижера, теперь он может щелкнуть кнопкой компьютерного ящика и вместе с Мандельштамом пережить все стадии цветения, оплодотворения и созревания метафоры. Вот она! Он придумал! Гол!

Да, вы можете буквально крикнуть, как на стадионе или в концертном зале, и ваше браво!, благодаря силиконовому соединению объекта и субъекта в реальном времени, писателя и читателя вживую, может иметь отклик. На смену портновской сути сочинительства приходит артистическая, а литература с тактовой частотой поступательного движения обретает черты исполнительского искусства.

Конечно, литертурный сайт "КАРТИНКИ" (http://kartinki.tomcat.ru) по ряду причин, прежде всего организационного и финансового характера, не мог явить собой вот этот самый, заявленный выше, полнофункциональный рабочий стол транзисторно-диодного писателя с удобно подставленным к нему креслом программно-эмулируемого читателя. Но первым приближением, действующей моделью, как мне кажется, все-таки стал.
То есть, в виде опыта читателю был выдан, назовем его, дубликат ключа от рабочего кабинета сочинителя. В минуты его отлучек в булочную за калачом любопытствующее могли свободно заходить в заваленную словарями и журналами берлогу, осторожно приподнимать свежеисписанные листы, вникать в постепенно обретающий законченность план цикла и по быстрым карандашным наброскам, сопровождающим тот или иной пункт, судить о перипетиях еще ненаписанных историй. И каждый месяц новое лыко ложилось в строку, и загадка картинки становилась отгадкой текста. Читатель, ограниченный дозвонным регламентом и тарифными ограничениями постановщика задачи, не мог стать тенью, Дюймовочкой на башне настольной лампы писателя, но по ходу эксперимента оказался членом семьи, способным повлиять на будущую художественную реальность, подобно тем, кто день изо дня делил с фантазером кров и стол.
Нечаянное слово "архиерей", одно единственное, долетевшее до уха сочинителя из угла, где паутину вяжет эстонский циско-паучок, обогатило сибирскую железнодорожную ночь тремя характерами. Разве не гол? Конечно, шайба!

Так, шаг за шагом, от грани к грани из магического кристалла фазовой модуляции являлось целое, неведомое возникало из пены сетевых протоколов и лежало уже праздничной пачкой переписанных набело веб-страниц.
Ну, а затем произошло то, что рано или поздно происходит со всеми рукописями, независимо от типа носителя и способа кодировки, текст построил на бумаге для вечного равнения налево строгий сержант - печатный станок. Авторский стол - стал авторским архивом, а поскольку ключ у читателя никто назад не потребовал, он так и захаживает в сумрачный кабинет, по старой ли памяти, со скуки, а может быть с тайной надеждой в один прекрасный день увидеть на расчищенном от желтых бумажек сукне белый
лист, а на нем быстрый рисунок - предвестник нового текста.

Офф-лайновая (бумажная) публикация результатов проекта: Сергей Солоух. Картинки. Рассказы. СПб., "Геликон плюс", 2000.

E-mail: [email protected]

От редакции. Ради справедливости следует отметить, что это, пожалуй, самый известный и самый оформленный, но не единственный в современной русской культуре проект представления творчества в реальном времени. Примерно одновременно с С.Солоухом были начаты более радикальные, хотя, возможно, и более скромные по масштабам эксперименты Германа Лукомникова (Москва). К сожалению, Г.Лукомников, постоянно действующий в жанре индивидуального литературного проекта, не представил на соискание Малой Букеровской премии соответствующую заявку. Тем не менее назовем для полноты информации его акцию, проведенную в 2000 г. в московском центре современного искусства "Дом" совместно с музыкальной частью проекта "ЗАИБИ" ("За анонимное и бесплатное искусство"): под музыкальную импровизацию Лукомников набирал на компьютере порождаемый "здесь и сейчас" текст в режиме "потока сознания"; текст проецировался с компьютера на большой экран, откуда был виден зрителям/слушателям.

* * *

Малый Букер-2000
Премия "Малый Букер"
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1